В предыдущей статье мы уже рассмотрели, что мониторинг в государственном заказе проводит Министерство экономического развития Российской Федерации. Аудит закупок для государственных и муниципальных нужд проводит Счётная плата РФ на уровне федеральных заказчиков и контрольно-счётные палаты субъектов РФ на уровне регионов нашей страны. Самый животрепещущий и обсуждаемый вопрос на всех форумах государственных закупок это вопрос контроля. Кто, как, когда осуществляет этот контроль мы и разберёмся в этой статье.
Согласно норм Закона о контрактной системе контроль в государственном заказе имеет четыре разновидности:
- Контроль органов государственной власти за работой заказчика при осуществлении закупок.
- Ведомственный контроль.
- Контроль заказчика за поставщиком при исполнении обязательств по контракту.
- Общественный контроль за соблюдением требований законодательства о государственных закупках.
Перед тем, как рассмотреть что же включает в себя каждый из этих видов контроля, поговорим о том, кого проверяют в государственных закупках.
СУБЪЕКТЫ КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
- заказчики;
- контрактные службы и контрактные управляющие;
- комиссии заказчиков по осуществлению закупок;
- специализированные организации;
- операторы электронных торговых площадок;
- специализированные операторы ЭТП.
То есть фактически все стороны, задействованные при осуществлении закупок, кроме поставщиков, подрядчиков, исполнителей. Но, не будем сомневаться, если надо то и их проверят.
1. КОНТРОЛЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Основными контролирующими органами в сфере государственного заказа в нашей стране являются: Министерство финансов РФ, Федеральная антимонопольная служба, Федеральное казначейство и, как мы уже упоминали, Счётная палата.
Понятно, что основным методом осуществления контроля служат плановые или внеплановые проверки. Плановые проверки понятны и заранее известны для заказчика. Проводится они могут не чаще чем один раз в шесть месяцев и только один раз в отношении какой-либо конкретной закупки.
Внеплановые проверки могут проводится по трём основаниям:
- жалоба от участника закупки на действия или бездействие заказчика;
- поступление информации о нарушении законодательства;
- истечение срока исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений законодательства.
В отношении чего проводятся плановые и внеплановые проверки:
- обоснование и обоснованность закупок;
- соблюдение нормирования при проведении закупок;
- объём утверждённого и доведённого до заказчика финансирования с финансированием, включённым в План закупок заказчика;
- расчет и обоснование НМЦК;
- соответствие ИКЗ в ПЗ, ПГЗ, извещении о закупке и проекте контракта;
- применение мер ответственности при нарушении условий контракта;
- соответствие поставленных/выполненных/оказанных ТРУ требованиям документации;
- отражение в учёте итогов исполнения контракта (своевременность, полнота и достоверность);
- соответствие применения приобретённых ТРУ целям закупки.
Результаты проведённых проверок, выданных предписаний размещаются в Единой информационной системе в соответствии с Порядком ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний. Все выданные предписания по устранению нарушений законодательства должны содержать указания на конкретные действия по его реализации. Контракт до исполнения предписания не может быть заключен, а само предписание должно быть размещено в ЕИС в течение трёх рабочих дней с даты его выдачи.
2. ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
Все федеральные заказчики и крупные заказчики на уровне субъектов и муниципалитетов должны осуществлять ведомственный контроль в сфере государственных закупок. Субъекты, объекты, методы и цели при таком контроле совпадают по своей сути с первым рассмотренным видом контроля. На практике, чаще всего, у заказчиков получается следующая картина проверок - один раз в два/три календарных года приходят проверяющие или из органов Федерального казначейства (ранее эти функции выполняли органы Росфиннадзора) или из вышестоящей организации заказчика.
3. КОНТРОЛЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ ЗАКАЗЧИКОМ
Основой такого контроля будет являться полнота исполнения контракта. Первично этот контроль проходит на стадии рассмотрения заявок и принятии решения о победителе закупки (при торговых процедурах). Затем заказчик включает функцию контроля при подписании контракта - предоставлено ли обеспечение исполнения контракта, в полном ли объёме? Ну и последний этап контроля - но не значит, что маловажный - приёмка поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и подписание соответствующих документов.
4. ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ГОСЗАКУПКАХ
Общественное мнение в последнее время всё чаще может повлиять на ход государственных дел. Да, нам далеко до продвинутого Запада с его активной позицией граждан в политических и общественных процессах, но всё же не стоит забывать, что совсем недавно и такой возможности российское общество было лишено.
Субъекты общественного контроля это граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц. Целями такого контроля являются реализация принципов контрактной системы; её развитие и совершенствование; выявление и предупреждение нарушений в сфере госзаказа; информирование контролирующих органов при выявлении нарушений.
В ходе своей работы общественные контролёры имеют право:
- готовить предложения по совершенствованию законодательства о закупках;
- направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок;
- осуществлять мониторинг и оценку закупок;
- направлять в госорганы обращения о проведении мероприятий по контролю.
Справедливости ради стоит отметить, что именно результаты общественного контроля дают самый большой резонанс в обществе. Ведь именно деятельность общественных контролёров в своё время показала нам, что за счёт государственных средств приобретаются дорогостоящие подарки и элитные автомобили, проводятся праздничные корпоративы и какого качества продукты, приобретаемые для питания наших детей в детских садах и школах.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 02.05.2006 №59-ФЗ;
- Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 №728;
- Постановление Правительства РФ от 27.10.2015 №1148;
- Приказ Казначейства России от 12.03.2018 №14н;
- Приказ ФАС России от 13.07.2017 №928/17.
Удачных вам закупок, коллеги!
В следующей статье нашего цикла «44-ФЗ простыми словами» мы разберёмся что такое реестр контрактов по 44-ФЗ.
Дата публикации: 19.03.2019
Автор статьи: Мария Петухова
Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.
