В старые давние времена когда не было Закона о контрактной системе закупки совершались по нормам ФЗ №94-ФЗ. И не было указаний в Законе об отдельных подразделениях в структуре Заказчиков, которые должны были заниматься всей этой белибердой обеспечением государевых нужд.
С вступлением в силу 44-ФЗ появилось требование о создании контрактной службы либо назначении контрактного управляющего в штате Заказчика.
При СГОЗ более ста миллионов рублей Заказчик обязан назначить контрактную службу. При СГОЗ меньше этого объема достаточно одного козла отпущения контрактного управляющего.
Мало кто из Заказчиков смог себе позволить создание отдельного структурного подразделения. Поэтому стали действовать Заказчики "кто во что горазд". Логично включать в состав контрактной службы не только специалистов отделов снабжения (материального обеспечения), но и бухгалтеров или сотрудников финансовых служб Заказчика.
На практике ещё встречаются случаи назначения контрактным управляющим руководителя или кого-либо из заместителей руководителя Заказчика. Такая позиция в корне не верна. Контрактный управляющий ведёт огромный пласт работы, понятно, что руководитель лично этим заниматься не будет. А сводить работу специалиста по закупкам к переложению полномочий на рядового сотрудника вообще не допустимо.
Функции и полномочия контрактной службы/контрактного управляющего:
- разработка плана закупок и плана-графика закупок, подготовка изменений в них, размещение ПЗ и ПГЗ в ЕИС;
- подготовка и размещение в ЕИС извещений о закупках (и всей сопутствующей документации);
- обеспечение осуществления закупок и заключение контрактов;
- участие в рассмотрении дел в ФАС и подготовка материалов для претензионной работы;
- при необходимости на стадии планирования закупок осуществляют консультации с потенциальными поставщиками в целях определения конкурентной среды и определения наилучших технологий.
Работу и контрактной службы и контрактного управляющего необходимо регламентировать приказом и Положением. Эти документы сразу оговорят круг обязанностей, полномочий, функций и ответственность сотрудников.
ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ
Законом также предписывается, что работники контрактных служб или контрактные управляющие должны быть профессионально подготовлены. Это может быть высшее профессиональное или дополнительное профессиональное образование (переподготовка) в сфере закупок. Причем минимальный срок обучения по дополнительной программе должен составлять не менее 108 часов.
С недавних пор наши ВУЗы готовят специалистов в сфере закупок. От повышения квалификации до бакалавра обещают качественную подготовку универсального бойца госзаказа. Из информации в свободном доступе мы видим, что обучение это, чаще всего, очно-заочное. Продолжительность его от двух недель до года Стоимость, соответственно, от 20 000 до 200 000 рублей.
Интересно, на семинарах преподаватели дают к разбору задачи из разряда "Сроки ушли и контракт надо заключить ещё вчера. Какие есть законные способы выйти из этой ситуации?". Просто наблюдая практику курсов повышения квалификации и качество подготовки специалистов там, в очередной раз можно сделать вывод о "качестве" обучения и "мастерстве пускания на самотек" любой хоть сколько-нибудь достойной идеи в нашем государстве.
А КАК НА САМОМ ДЕЛЕ?
В Законе о контрактной системе достаточно понятно и красиво всё написано про "универсальных бойцов госзаказа" - какими знаниями, умениями и навыками они должны обладать. Ну а на самом деле как всё обстоит?
Счастливы те Заказчики, у которых есть контрактные службы и вышеперечисленные обязанности распределены между несколькими сотрудниками. Или не счастливы? Потому что объем закупок в сто миллионов рублей это вам не шутки.
Как живут контрактные управляющие, которые пытаются вытянуть весь этот объём закупок в одиночку? Порой кажется, что на голом энтузиазме держатся они. Как правило, контрактные управляющие трудятся на штатных должностях государственных заказчиков и совмещают свою основную деятельность с обязанностями управляющего. При существующем объёме работы с каждой закупкой это очень и очень непросто.
А ещё ведь в Законе не указана обязанность ведения планирования закупок в системе Электронный бюджет и всевозможные отчеты (практически по каждой закупке) тоже не прописаны в Законе в числе семи перечисленных функций и полномочий.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ
Ну штрафы за любое нарушение норм Закона, мы знаем - не сравнятся ни с какой зарплатой контрактного управляющего. Поэтому остается нам только уповать на возможное уменьшение штрафов и прибавление в штате грамотных сотрудников. И помните главное - ответственность за нарушение Закона о контрактной системе несет тот, чьей электронной цифровой подписью подписан документ.
Подробнее об административной ответственности специалистов КС вы можете узнать из нашей таблицы штрафов по 44-ФЗ.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА:
- Приказ Минэкономразвития России от 29.10.2013 №631;
- Письмо Минэкономразвития России от 08.11.2013 № ОГ-Д28-15539.
Удачных вам закупок, коллеги!
В следующей статье нашего цикла «44-ФЗ простыми словами» мы рассмотрим понятие комиссии по осуществлению закупок (ст. 39).
Дата публикации: 25.12.2018
Автор статьи: Мария Петухова
Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.
