Государственный заказ сейчас как никогда открыт к потенциальным участникам закупок. Да-да, я уже слышу голоса протестующих - заточенные закупки под одного участника, невозможные условия выполнения контрактов, грабительские проценты на обеспечение заявок/контрактов для участия в закупке. Но. Стоит обратить свой взор в прошлое и мы сразу уже увидим очевидный прогресс в прозрачности закупок. Но, соглашусь, законодателям ещё есть над чем работать.
Участие в определении Поставщиков в закупке базируется на трёх базовых правилах: не убей, не укради, не воруй. Это, конечно же, тоже важно, но мы не об этом.
- Ограничения на участие в закупке могут устанавливаться только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе;
- Если ограничение участия установлено, оно должно быть обосновано в документации об осуществлении закупки;
- Участники закупки могут непосредственно сами участвовать в закупках либо представители этих участников по доверенности. Безусловно, доверенность должна быть оформлена по всем правилам в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ УЧАСТНИКОВ
Закон о контрактной системе обязывает Заказчиков устанавливать преимущества для некоторых категорий участников закупок. К ним относятся:
- учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы;
- организации инвалидов;
- субъекты малого предпринимательства;
- социально ориентированные некоммерческие организации.
Рассмотрим каждую из указанных категорий подробно.
Повторим ещё раз - все предоставляемые Заказчиком преимущества должны быть прописаны в документации о закупке. Вроде бы очевидно. Но не всегда так бывает.
Учреждения и предприятия УИС
Если закупка осуществляется конкурентным способом (запрос котировок, конкурс, аукцион) и закупаемые ТРУ входят в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства, то Заказчик обязан установить преимущество для учреждений УИС. Преимущество устанавливается в отношении цены контракта и составляет до 15-ти процентов, но не больше НМЦК. Именно такой размер установлен в Законе. Но разъясняющие Письма Минэкономразвития рекомендуют устанавливать преимущество ровно в 15-ть процентов. Как быть в этой ситуации каждый Заказчик решает сам.
Также стоит обратить внимание читателей, что товар из Перечня необходимо выбирать по названию, а не по коду ОКПД2. Это связано с внесением изменений в справочник ОКПД2 и, опять таки, рекомендациями Минэкономразвития.
Пример: электронный аукцион на приобретение деревянных тумб. Начальная (максимальная) цена контракта 100 000,00 руб. Поступило две заявки: Участник 1 с предложением 90 000,00 руб., Участник 2 - учреждение УИС - с предложением 89 000,00 руб. Победителем признается Участник 2. С учетом преимущества цена контракта может составить 102 350,00 руб. (89 000,00 руб. + 15%) Но это больше НМЦК. Поэтому контракт будет заключен на сумму 100 000,00 руб.
Организации инвалидов
Закупаемые ТРУ должны входить в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ. Преимущества организациям инвалидов в закупках предоставляется:
- общероссийским общественным организациям инвалидов, членами или их представителями которых являются не менее 80 % от общего состава участников;
- организациям, уставный капитал которых состоит из вкладов организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее 50-ти %, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее 25-ти %.
Согласно норм Закона о контрактной системе, преимущество при закупке устанавливается в размере до 15-ти процентов. И также по аналогии с закупками у учреждений УИС, по рекомендациям Минэкономразвития, лучше это преимущество установить в размере 15-ть процентов. Пример расчета суммы контракта также по аналогии можно взять выше - с закупок у учреждений УИС.
Субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации
Все Заказчики обязаны проводить закупки для СМП и СОНО. Перечня по типам процедур и видам закупаемых ТРУ нет, есть ограничение для Заказчика по объему этих закупок:
- Не менее 15-ти процентов от СГОЗ.
- НМЦК не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Все закупки для СМП и СОНО за год должны быть отображены Заказчиком в Отчёте и опубликованы в ЕИС не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Как правильно подготовить Отчёт мы уже рассматривали ранее, материал можно посмотреть по ссылке.
Для допуска к участию в закупке потенциальному Поставщику/Подрядчику/Исполнителю достаточно декларирования того что он относится к категории СМП или СОНО. Теперь при электронных закупках это автоматическое согласие на ЭТП (галочка в нужной графе).
Какие же послабления есть для этой категории участников? Размер обеспечения заявки при закупках для СМП и СОНО не может превышать 2х процентов от НМЦК. Также штрафы по Постановлению Правительства №1042 будут ниже для СМП и СОНО.
Удачных вам закупок, коллеги!
НОРМАТИВНАЯ БАЗА:
- Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 №649
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №341
- Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 №1466
- Постановление Правительства от 17.03.2015 №238
- Письмо Минфина России от 06.11.2018 №24-0608/79659
- Письмо Минэкономразвития России от 15.10.2014 №Д28и-2197
- Письмо Минэкономразвития России от 15.03.2017 №Д28и-1330
В следующей статье нашего цикла «44-ФЗ простыми словами» мы рассмотрим основные требования к участникам закупок (ст. 31).
Дата публикации: 22.11.2018
Автор статьи: Мария Петухова
Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.
