Из психологии: все наши действия обусловлены желанием достижения какой-либо цели. Например, хочется иметь машину бизнес - класса. Кажется, что обладание такой машиной сделает тебя счастливее. И вот ради этой машины работаешь день и ночь, ищешь варианты подработок или берешь кредит. Заветная мечта становится ближе и ты становишься обладателем заветного седана.

А бывает, что счастье, вместе с машиной, не приходит, результат не радует. Значит цель была поставлена не верно. Или путь достижения этой цели не правильно выбран.

Иногда, складывается впечатление, что разработчики Закона о контрактной системе именно таким путем и следовали. Вроде и цели правильные поставлены, а исполнение как-то не очень. Давайте разберемся.

ВИЖУ ЦЕЛЬ, ИДУ К ЦЕЛИ!

Согласно норм Закона о контрактной системе, закупки осуществляются для обеспечения федеральных и муниципальных нужд, нужд субъектов.

Статья 13 Закона конкретизирует цели закупок:

  1. Мероприятия и программы - на разных уровнях исполнительной власти принимаются нормативно-правовые акты по определению мероприятий и государственных программ для исполнения стратегий и планов по развитию нашей страны. Например, есть программа национальной стандартизации на 2018 год. В этой программе прописаны все необходимые мероприятия для различных отраслей жизнедеятельности - от машиностроения до здравоохранения. Определены ответственные организации, денежные средства и сроки выполнения мероприятий.
  2. Международные обязательства и межгосударственные целевые программы - это такие же программы, как в пункте 1 обсудили, но между государствами. Например, существует Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года. От нашей страны представителем выступает Министерство образования и науки РФ. И в рамках реализации программы Минобрнауки закупает товары, работы, услуги. Приобретаются методические пособия и оборудование, производятся ремонты помещений, выполняются работы по созданию фильмов.
  3. Выполнение функций и полномочий государственных органов различных уровней власти - каждый государственный служащий должен работать в кабинете за столом, сидеть на стуле (лучше конечно на кресле), чаще всего у сотрудника есть компьютер и принтер (ну а если и сканер - так вообще красота!). В кабинете должно быть светло (поставка электроэнергии), ну а зимой и тепло (а это значит услуги отопления или газоснабжение), в здании должна быть вода (водоснабжение, водоотведение или вывоз жидких бытовых отходов, простите за подробности), для автомобилей Заказчика должно быть закуплено топливо и где-то транспорт должен ремонтироваться и так далее. В зависимости от специфики региона перечень минимального объема закупок ТРУ на одно подразделение может меняться.

Широка страна моя родная! Например, для регионов Крайнего Севера рядовой закупкой считается приобретение снегоходов, у кого-то закупок сложнее приобретения ГСМ не бывает, а для южных регионов обязательна закупка услуг по техническому обслуживанию кондиционеров и сплит-систем перед летним периодом.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ

Для поддержания и развития российской экономики был введен национальный режим в государственных закупках. Существует ряд правил, которые применяются к товарам иностранного происхождения. Эти правила устанавливают запреты и ограничения по допуску товаров, выполнению работ и оказанию услуг иностранцами в определенных отраслях.

ЗАПРЕТЫ:

  • машиностроение – ПП РФ от 14.07.2014 №656;
  • легкая промышленность – меховые изделия, обувь, одежда, сумки, ПП РФ от 11.08.2014 №791;
  • оборонный комплекс – запрет установлен до 16.01.2019, ПП от 14.01.2017 №9;
  • программное обеспечение – если существуют аналоги российского производства, ПП РФ от 16.11.2015 №1236;
  • мебель – запрет установлен до 01.12.2019, товары из стран ЕАЭС приравниваются к российским, ПП РФ от 14.07.2014 №656.

Если на участие в закупке подана заявка с предложением иностранного товара, то она отклоняется.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

  • радиоэлектронная продукция – ПП РФ от 26.09.2016 №968;
  • медицинские изделия – ПП РФ от 05.02.2015 №102;
  • лекарственные средства – ПП РФ от 30.11.2015 №1289.

В этом случае Заказчик допускает возможность участия в конкурсных процедурах заявок с товарами иностранного производства, если не поступило предложений от участников с товарами из РФ и стран ЕАЭС.

Заказчик обязан рассмотреть все поступившие заявки, но преимущество отдается той заявке, в которой наибольшее количество позиций российского производства.

Если же победителем торгов признан участник с товарами иностранного производства, то цена контракта снижается на 15% от предложенной цены участника.

ПРИМЕР: на участие в электронном аукционе подано две заявки. Первая заявка предлагает иностранный товар по цене 100 рублей. Второй участник предлагает отечественный товар с ценой 110 рублей. Если контракт будет заключен с участником №1, то цена контракта будет равна 85 рублей. Если же контракт будет заключен с участником №2, то цена контракта составит 110 рублей.

Чтобы применить положения о национальном режиме Заказчик обязан прописать все требования в документации о закупке, а именно:

  1. Ссылки на нормативно-правовые акты с указанием национального режима. При публикации извещения в ЕИС необходимо проставить соответствующие флажки/галочки в извещении.
  2. Требование об обязательном декларировании участником страны происхождения товара.
  3. Участник закупки обязан документально подтвердить своё соответствие ст. 14 Закона о контрактной системе.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА:

  • Постановления Правительства РФ от 11.08.2014 №791; от 16.11.2015 №1236; от 05.02.2015 №102; от 30.11.2015 №1289; от 22.08.2016 №832; от 04.12.2017 №1469; от 05.09.2017 №1072; от 20.09.2018 №1119; от 14.01.2018 №9; от 05.05.2018 №556; от 26.09.2018 №968; от 14.07.2018 №656;
  • Совместный приказ от 30.07.2018 №1600 Министерства промышленности и торговли РФ и Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;
  • Совместное письмо о разъяснении положений ПП РФ от 05.02.2015 №102 Министерства финансов РФ от 22.05.2018 №24-03-06/47606, Министерства промышленности и торговли РФ от 22.05.2018 №ЦС-31570/19, Министерства здравоохранения РФ от 29.06.2018 №25-3/10/2-4204, Федеральной антимонопольной службы от 29.05.2018 №РП/38817/18.

В следующей статье нашего цикла «44-ФЗ простыми словами» мы рассмотрим особенности закупок бюджетными и автономными учреждениями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями.


 

Дата публикации: 10.10.2018

Автор статьи: Мария Петухова

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.


 

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация
{jcomments}

Программа-помощник для заказчиков