Главным законом, регламентирующим государственные закупки в нашей стране является Закон о контрактной системе - ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ. Он содержит в себе более 100 статей, регулирующих процессы в закупках, Также Закон дополняется большим количеством нормативных правовых актов, которые его уточняют и дополняют. Иногда ещё и противоречат, но это наши российские реалии, надо к ним относится с пониманием, так сказать.
"Младшим братом" Закона о контрактной системе является Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ. Он гораздо меньше по объёму и на первый взгляд более понятен. Но если бы всё было так на самом деле, то не было б такого количества вопросов с просьбой о разъяснении и помощи по 223-ФЗ. Поэтому сейчас мы и начнём разбор этого Закона, по аналогии с уже разобранным 44-ФЗ.
КТО ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ ПО НОРМАМ 223-ФЗ?
- Организации, с долей участия государственных средств более 50 % в уставном капитале и их дочерние предприятия.
- Бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы, в том числе оказывающие населению коммунальные услуги.
- Часть ФГУПов по утверждённому перечню.
КАКИЕ ЗАКУПКИ НЕЛЬЗЯ ПРОВОДИТЬ В РАМКАХ 223-ФЗ?
Действие закона о закупках отдельными видами юридических лиц не распространяется на:
- оказание услуг международными финансовыми организациями;
- закупки ТРУ в соответствии с ФЗ №119-ФЗ и ФЗ №45-ФЗ;
- закупку драгоценных камней и металлов для госфондов;
- услуги адвокатов;
- закупки ТРУ избирательными комиссиями всех уровней;
- взимание платы с участников закупок операторами электронных площадок.
ПРАВОВАЯ БАЗА ЗАКОНА 223-ФЗ
При проведении закупок товаров, работ, услуг заказчики руководствуются положениями Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, федеральными законами, а также нормативными правовыми актами, регламентирующими правила закупок. Отдельным правовым документом стоит выделить Положение о закупке, которое разрабатывает каждый заказчик.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКУПОК
- открытость - закупки по 223-ФЗ публикуются в открытом доступе ЕИС;
- равный доступ к участию в закупках;
- планомерность в расходовании денежных средств - подразумевается целевое направление и экономическая эффективность;
- отсутствие искусственных ограничений в допуске к закупкам - не допустимы неизмеряемые требования к участникам закупок.
Содержание Положения по 223-ФЗ:
- описание возможных способов осуществления закупок;
- порядок заключения договоров, заключённых с единственным поставщиком и по результатам торговых процедур закупок;
- дополнительные вопросы, которые связаны с закупками.
Кто утверждает и размещает Положение?
Учитывая, что действие 223-ФЗ относится к нескольким категориям заказчиков, то целесообразно рассмотреть этот вопрос с точки зрения их подведомственности:
Группа заказчиков по 223-ФЗ | Кто должен утверждать и размещать Положение о закупках | Нормативный документ, регламентирующий эти действия |
Государственная корпорация, естественная монополия | Высший орган управления | ФЗ №7-ФЗ от 12.04.1996г. |
Государственные и муниципальные унитарные предприятия | Руководитель организации | ФЗ №161-ФЗ от 14.11.2002г. |
Автономные учреждения | Наблюдательный совет | ФЗ №174-ФЗ от 03.11.2006г. |
Акционерные общества | Коллегиальный исполнительный орган, совет директоров, общее собрание | ФЗ №208-ФЗ от 26.12.1995г. |
Общества с ограниченной ответственностью | ФЗ №14-ФЗ от 08.02.1998г. | |
Государственные и муниципальные бюджетные учреждения | Учредитель данного учреждения | ФЗ №7-ФЗ от 12.01.1996г. |
При разработке Положения заказчик должен руководствоваться требованиями следующих нормативных актов:
- ФЗ от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках ТРУ отдельными видами юридических лиц";
- ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции";
- "Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц" (размещён на сайте fas.gov.ru 21.07.2015).
Также необходимо учитывать положения Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 №1352.
СОДЕРЖАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
При разработке положения необходимо учитывать большой перечень вопросов. Большинство заказчиков включают в типовое положение следующие разделы:
- 1) принципы осуществления и цели закупок;
- 2) основные определения и понятия, которые используются в положении;
- 3) порядок составления, утверждения и внесения изменений в плановые документы;
- 4) разработка, порядок согласования/утверждения документации о закупке;
- 5) выбор, способы, подготовка и осуществление закупок;
- 6) порядок оценки заявок и основные критерии;
- 7) нормы при описании объекта закупки;
- 8) основные условия и обязательства по заключаемым договорам;
- 9) контроль и порядок обжалования действия (бездействий) заказчика и его уполномоченных лиц;
- 10) отчётность по проведённым закупкам и требования по хранению документации о закупках.
Таким образом типовое положение содержит ответы на основные вопросы о закупках: подготовка и реализация закупочных процедур, способы определения поставщика и их применение, сроки заключения договоров. Каждый из заказчиков, работающий по 223-ФЗ, обязан разместить своё положение о закупках в открытом доступе в ЕИС. Так что при подготовке своего положения можно и нужно ориентироваться на опыт коллег.
Также положения нужны для ознакомления потенциальным участникам закупок. Ведь для того, чтобы удачно пройти семь кругов ада стать победителем закупки необходимо знать особенности закупок в конкретной организации.
Дата публикации: 22.04.2019
Автор статьи: Мария Петухова
Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.
