Прошло чуть больше года с тех пор, как Федеральный закон от 31.12.2017 г. 505-ФЗ внес масштабные изменения в Закон 223-ФЗ. В срок до 01 января 2019 г. заказчики должны были привести свои Положения в соответствие с новыми нормами закона и разместить их в ЕИС.

Напомню, что Положение не соответствующее Закону 223-ФЗ (в ред. Закона 505-ФЗ) после 1 января 2019 года считается не размещенным в ЕИС, в связи, с чем дальнейшая закупочная деятельность заказчика должна вестись в соответствии с положениями Закона 44-ФЗ.

И вот 1 января 2019 г. позади и Заказчики, разместившие свои «новые» Положения, спокойно работают по ним, но насколько долго продлится это спокойствие решают, увы, не заказчики…

Проверка Положения на соответствие

Проверка Положения о закупках возможна как при плановых, так внеплановых проверках. Причем вторые, как оказалось, наносят больший «урон», потому что «зацепиться» могут за всякое…

Так, например, проверка Положения одного заказчика, «вылилась» в то, что проверяющие посчитали за нарушение следующее:

  1. Нет поименного перечисления всех конкурентных способов закупок, предусмотренных ч. 3.1. ст. 3 Закона 223-ФЗ (Положением не предусмотрен открытый аукцион);
  2. Не перечислены все способы обеспечения заявки, предусмотренные ч. 25 ст. 3.2 Закона 223-ФЗ (в Положение отсутствуют иные способы обеспечения, предусмотренные ГК РФ);
  3. Установлено лишь одно условие при использовании права не размещать в ЕИС сведения о закупках в соответствие с ч. 15 ст. 4 Закона 223-ФЗ.

(Положением предусмотрено право заказчика не размещать сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб., другие ПРАВА, предоставленные ч. 15 ст. 4, в Положение отсутствуют).

На основании вышеизложенных «нарушений» на Положение был наложен протест, а в отношении должностного лица были возбуждены дела об административных правонарушениях

Так ли страшен черт…

В таких ситуациях заказчикам следует помнить о том, что на любое действие всегда есть противодействие, а проверяющие органы правы далеко не всегда. Если разобрать приведенный выше пример, то противодействием будет являться:

1. В соответствие с ч. 2 ст. 2 Закона 223-ФЗ Положение о закупке должно содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закон 505-ФЗ лишь ограничил количество способов закупки. Все способы перечислены в ч. 3.1 и 3.2 ст. 3 Закона 223-ФЗ и разделены на конкурентные и неконкурентные.

В Законе 223-ФЗ нет требований о поименном перечислении всех способов закупок в своем Положении.

Исходя из практики разработки типовых положений, в качестве примера выборочного применения способов закупки можно привести типовое положение, разработанное комитетом государственного заказа Вологодской области, который оставил для региональных учреждений только электронные способы закупки (в том числе закрытые).

2. Согласно ч. 25 ст. 3.2 Закона 223-ФЗ заказчики в положении о закупке могут предусмотреть требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках. Если учреждение воспользовалось таким правом, в положении нужно закрепить:

  • способы, которыми можно обеспечить заявку;
  • порядок, по которому участники предоставляют обеспечение;
  • сроки и случаи, когда обеспечение возвращается.

Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным ГК РФ.

Возможные способы обеспечения исполнения обязательств названы в ст. 329 ГК РФ: неустойка, залог, удержание вещи должника, поручительство, задаток, независимая гарантия, обеспечительный платеж. Совершенно ясно, что не все из них подходят для обеспечения заявок. В связи с этим наиболее подходящими способами являются обеспечительный платеж и банковская гарантия.

3. Заказчик может воспользоваться правом не размещать в ЕИС сведения, перечисленные ч. 15 ст. 4 Закона 223-ФЗ, а может им и не воспользоваться

В приведенном примере заказчик воспользовался своим правом только в отношении закупок до 100 тыс., поскольку не осуществляет закупки, указанные в п. 2, 3.

Вывод

Не стоит «пугаться» проверок и выявленных «нарушений», при правильной аргументации заказчик всегда может отстоять свою точку зрения.

Аргументировать свою позицию следует максимально мягко, и при положительном исходе не забыть учесть все замечания проверяющих в своей дальнейшей закупочной деятельности…


 

Дата обновления: 28.03.2019

Автор статьи: Наталья Иванова

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.


 

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация
{jcomments}

Программа-помощник для заказчиков