В рамках осуществления аудита, ведомственного и внутреннего финансового контроля контрольные органы не ограничиваются проверкой соблюдения только лишь законодательства о контрактной системе. Сфера их интересов значительно шире и в нее входит целый ряд вопросов, связанных с бюджетным законодательством.

Одним из таких рассматриваемых вопросов является расходование целевых бюджетных средств. Возможно, для кого-то этот вид нарушений покажется удивительным, ведь на то они и целевые, чтобы быть израсходованными на четко определенные нужды, однако практика контрольных органов говорит о стабильной негативной тенденции в этой области.

Что считается нецелевым расходованием бюджетных средств?

В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ, нецелевым расходованием считается трата бюджетных средств на нужды, не соответствующие определенным в документе, который служил основанием для их выделения. Вместе с этим некоторые заказчики ошибочно полагают, что целевыми являются только те средства, которые были выделены дополнительно для реализации конкретных целей – закупки какого-либо оборудования, проведения ремонта и т.д., забывая о том, что план финансово-хозяйственной деятельности или бюджетная смета также являются основанием для целевого расходования финансовых средств.

Какая же трата будет признана нецелевой?

К примерам такого расходования относятся:

  • финансирование расходов, не предусмотренных бюджетной сметой или планом финансово-хозяйственной деятельности;
  • перемещение средств со статьи, предусматривающей расходы, на которые изначально были выделены те или иные конкретные средства, на другую;
  • оплата расходов, которые должны финансироваться из бюджета другого уровня;
  • трата средств на приобретение товаров, работ и услуг, не отвечающих обоснованным потребностям учреждения и не связанных с его деятельностью;
  • финансирование коммерческих организаций и иных юридических лиц.

Кроме того, нецелевым расходованием признается нарушение порядка расходования выделенных средств.

Последствия признания расходов нецелевыми

Выявление нецелевого расходования бюджетных средств является очень серьезным нарушением, влекущим за собой наказание, строгость которого пропорциональна сумме израсходованных не по назначению денежных средств и варьируется от административной до уголовной ответственности:

  • если сумма нецелевых расходов менее полутора миллиона рублей, то нарушение влечет за собой административную ответственность в виде штрафа в размере от двадцати до двадцати пяти тысяч рублей или дисквалификацию на три года для физических лиц и штраф в размере 25% от потраченной не по назначению суммы – для юридических лиц;
  • если сумма нецелевых расходов от полутора до семи с половиной миллионов рублей, такое нарушение влечет за собой штраф до трехсот тысяч рублей, арест или лишение свободы до трех лет;
  • если сумма нецелевых расходов превышает семь с половиной миллионов рублей, такое нарушение влечет за собой штраф в размере до пятисот тысяч рублей, до пяти лет принудительных работ или лишение свободы сроком до пяти лет.

Заключение

В заключение хотелось бы предостеречь заказчиков и напомнить о том, что выделение целевых средств вовсе не означает, что тратить их можно в обход требований Закона № 44-ФЗ. Они также являются частью совокупного годового объема закупок заказчика и расходуются в полном соответствии с требованиями и ограничениями законодательства о контрактной системе.

Во избежание нецелевых расходов, мы призываем специалистов задумываться не только о том, как наиболее эффективно потратить деньги, но и на что эти деньги были изначально выделены.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация
{jcomments}

Программа-помощник для заказчиков