Сегодня довольно сложно себе представить организацию, у которой нет потребности в закупке программного обеспечения. При этом общеизвестно, что государственные и муниципальные заказчики не в праве использовать в своей работе нелицензионное программное обеспечение.
Существует несколько путей решения данной проблемы:
- закупка лицензионного ПО;
- применение свободного программного обеспечения (СПО).
Отметим, что попытки заменить привычные всем нам программные средства свободно распространяемым софтом предпринимаются уже давно, но успехом так и не увенчались. Преимущества и недостатки данного подхода по сей день являются поводом жарких дискуссий и выходят за рамки рассматриваемой нами темы.
Организации, бюджет которых позволяет осуществить закупку лицензионного ПО, некоторое время чувствовали себя относительно спокойно – ровно до тех пор, пока не вступили в силу ограничения на закупку ПО иностранного производства.
Закупка ПО в рамках контрактной системы
С начала 2016 г. закупки ПО попадают под действие Постановления Правительства РФ от 16.11.2016 г. № 1236, в соответствии с которым перечень закупаемого софта должен быть ограничен Единым реестром российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - Реестр).
На практике это значит, что при необходимости приобретения ОС или какой-либо программы заказчику следует открыть Реестр и попытаться отыскать необходимое ПО. В том случае, если искомое наименование отсутствует, следует выбрать из перечня аналог российского производства.
Отказ от закупки включенного в Реестр аналога неправомерен за исключением нескольких случаев.
Как купить иностранное ПО?
Закупка ПО, отсутствующего в Реестре, возможна лишь в двух случаях:
- При отсутствии в Реестре ПО того же класса, к которому относится планируемое к закупке.
- В том случае, если включенные в Реестр аналоги не соответствуют требованиям, предъявляемым заказчиком.
Если заказчик настаивает на необходимости закупки определенного ПО и невозможности его замены каким-либо другим из перечня Реестра, он обязан подготовить и разместить в ЕИС обоснование такой закупки. К подготовке обоснования следует подойти крайне ответственно, поскольку тема закупок ПО для контролирующих органов является актуальной и интересной в силу значительного количества спорных моментов и нарушений.
Обоснование должно включать в себя следующие пункты:
- Одно из оснований для закупки ПО, отсутствующего в Реестре.
- Указание одного или нескольких классов, к которым относится закупаемое ПО.
- Перечень требований заказчика к характеристикам и свойствам закупаемого ПО.
- Характеристики и свойства, по которым включенное в Реестр ПО не соответствует требованиям, предъявляемым заказчиком.
Заключение
Основываясь на собственной практике взаимодействия с контролирующими органами, мы рекомендуем заказчикам не выходить за рамки Реестра российских программ, а если и делать это, то в исключительных случаях. Ни в коем случае не стоит воспринимать возможность составления обоснования как некую формальность или лазейку, пользуясь которой можно приобрести любое желаемое ПО.
Тема закупки ПО всегда вызывала много споров, особенно среди тех, чьи знания в области IT крайне поверхностны. Доказать проверяющим, имеющим лишь базовые навыки работы с компьютером, нюансы и отличия купленной программы от той, что включена в Реестр, зачастую практически невозможно.
Аргументы в защиту купленного лицензионного ПО зачастую признаются недостаточными, несущественными и субъективными.
ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый ОКПД2 и многое другое! Подробнее...
