Планирование закупок - это один из ключевых элементов контрактной системы, нацеленный на повышение открытости, информативности и эффективности закупочной деятельности учреждений-заказчиков.

До 01 января 2017 года планирование ограничивалось для заказчиков разработкой и публикацией планов-графиков, которые включали в себя информацию обо всех закупках того или иного учреждения на текущий финансовый год.

С начала этого года вступили в силу положения Закона № 44-ФЗ, предусматривающие не только наличие плана-графика, но и создание и публикацию в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) предшествующего ему плана закупок.

За время работы в рамках контрактной системы заказчики довольно четко уяснили, что такое план-график, как он формируется и зачем он вообще нужен. В отношении планов закупок ситуация на данный момент обстоит иначе.

Что такое план закупок?

Многие заказчики сегодня еще не вполне понимают, зачем нужен план закупок, ошибочно полагая, что процедура его формирования – это лишь дополнительная работа по дублированию информации, вносимой в план-график.

План закупок отражает потребности заказчика в товарах, работах, услугах и формируется на срок, соответствующий тому, который установлен нормативным правовым актом о бюджете, соответствующим уровню заказчика. Общие требования в отношении работы с планами закупок отражены в статье 17 Закона № 44-ФЗ, более конкретные положения предусмотрены двумя нормативными актами:

  • для заказчиков федерального уровня - Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 г. № 552;
  • для заказчиков уровня субъекта РФ и муниципального уровня – Постановление Правительства РФ от 21.11.2013 г. № 1043.

Говоря простым языком, план закупок формирует общую картину закупочной деятельности заказчика, в общих чертах отражающую его потребность в товарах, работах и услугах на ближайшие несколько лет.

Когда необходимо вносить изменения в план закупок?

Работа с планами закупок во многом схожа с теми действиями, которые заказчики привыкли осуществлять в отношении планов-графиков. На практике необходимость изменения одного документа почти всегда влечет за собой изменение другого - это вполне объяснимо тем, что заказчики большую часть времени работают с закупками текущего периода, а не планового.

Законодательством о контрактной системе предусмотрены следующие случаи внесения изменений в планы закупок:

  • при возникновении необходимости приведения позиций документа в соответствие с целями осуществления закупок и установленными требованиями нормирования;
  • при внесении изменений в нормативные правовые акты о бюджете;
  • при реализации нормативных правовых актов, принятых после утверждения плана закупок;
  • при реализации решения, принятого по итогам общественного обсуждения закупки;
  • в случае использования экономии, полученной заказчиком в процессе своей закупочной деятельности;
  • в иных случаях, предусмотренных Постановлениями Правительства РФ № 552 и № 1043.

Измененный план закупок необходимо опубликовать в ЕИС не позднее 3 рабочих дней с момента его утверждения.

Документарное основание для изменения плана закупок

Наличие документарного основания для внесения изменений в план закупок – один из тех моментов, которые явно не отражены в законе о контрактной системе, и о котором заказчики предпочитают не задумываться.

И действительно, в Законе № 44-ФЗ нигде явно не говорится о том, что внесению изменений в план закупок должно предшествовать создание какого-либо внутреннего распорядительного документа.

Из закона ясно лишь то, что измененный план закупок должен утверждаться руководителем, прежде чем будет размещен в ЕИС.

Так нужно ли всякий раз при необходимости внесения изменений в план закупок издавать приказ или распоряжение? Сразу отметим, что отсутствие такого документа не является нарушением, а утвердить измененный план можно даже простым рукописным текстом руководителя на его печатной форме.

Вместе с тем, на наш взгляд, наличие подобных распоряжений и приказов крайне желательно как для руководства учреждения, так и для работника контрактной службы, поскольку эти документы будут содержать в себе как минимум основание внесения изменений и дату принятия решения.

Такой подход позволит формализовать взаимодействие руководителя и исполнителя и избежать целого ряда столь распространенных на практике случаев:

  • когда руководитель не знает о том, что и когда меняется в плане закупок;
  • когда исполнитель по каким-либо причинам не внес необходимые изменения в план закупок;
  • когда нарушены сроки внесения исполнения.

Это лишь несколько случаев, но каждый специалист, работающий в сфере контрактной системы, знает немало собственных примеров, когда наличие распорядительного документа могло стать определяющим фактором в решении спорной ситуации.

ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый ОКПД2 и многое другое! Подробнее...

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация
{jcomments}

Программа-помощник для заказчиков