Напомним, что, проект закона, фиксирующий срок, когда заказчик должен будет произвести оплату по сделкам, заключённым для обеспечения государственных и муниципальных нужд, был внесен Правительством РФ в Госдуму и принят последней в первом чтении еще в ноябре 2016 года.
Еще до принятия данного нормативно-правового акта на рассмотрение, министерство экономического развития в лице заместителя министра Евгения Ивановича Елина сообщало - заказчики всё чаще безосновательно устанавливают в контрактах нереально длинный срок оплаты, вплоть до полугода, а то и больше.
Зачастую, заказчики осуществляют расчёт по контрактам лишь в декабре, когда закрывается финансовый год. В виду этого, общая задолженность по таким контрактам, по информации Генеральной прокуратуры, на 1 полугодие прошлого года составляла до 32,5 миллиарда рублей.
Данная проблема стала актуальна весной прошлого года, когда ведущие бизнес-сообщества обозначили проблему произвольных задержек заказчиками сроков расчёта по контрактам, которые ведут к дополнительным расходам поставщиков (исполнителей, подрядчиков), которые по неволе обращаются в банки за кредитами, в ожидании оплаты.
Ситуация на сегодняшний день
На днях, Госдума на очередной пленарной сессии одобрила во втором чтении указанный выше документ. В него было внесено 8 поправок, только 2 из которых Госдума приняла.
Заказчик будет обязан оплатить исполненные поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту не более чем в течение 30 календарных дней с даты подписания заказчиком товарной накладной, акта выполненных работ, оказанных услуг и иных документов о приёмке, вне зависимости от статуса поставщика.
Максимальный срок для оплаты заказчиком контракта, заключаемого с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, следует сократить с 30 календарных дней до 15 рабочих дней. Также Правительство РФ наделяется правом изменять срок оплаты любых контрактов в рамках данного закона в целях обеспечения обороноспособности и безопасности.
Что говорят сами парламентарии?
Законопроект несёт за собой рост действенности и продуктивности закупок, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также придаёт серьёзности и обязывает заказчиков, чем повышает их финансовую дисциплину.
Помимо этого, принимаемые изменения хорошо простимулируют активность субъектов малого и среднего предпринимательства при участии в государственных и муниципальных закупках. Данную точку зрения высказала представитель нижней палаты Федерального собрания РФ, член комитета по бюджету и налогам Галина Иннокентьевна Данчикова.
Что дальше?
На данный момент законопроект направлен на принятие в третьем чтении, которое запланировано на 19 апреля. Остаётся ждать, что возможно совсем скоро, после одобрения верхней палатой Федерального собрания и подписания Президентом указанные нормы распространят своё действие на всех заказчиков.
