Осуществление закупок услуг по охране объектов, имущества, осуществления контрольно-пропускного режима и прочих, связанных с деятельностью охранных организаций, услуг довольно распространены среди большинства заказчиков, действующих в условиях контрактной системы.
Такие закупки обычно не вызывают каких-либо сложностей, поскольку алгоритм их осуществления давно отработан, а содержание документации в части основных требований у всех заказчиков практически идентично.
Одним из ключевых требований к поставщику является наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности, включающей в себя перечень разрешенных к оказанию услуг.
Как для заказчиков, уже успевших привыкнуть к тому, что закупки охранных услуг проходят без лишних проблем, так и для участников, прекрасно знающих и в большинстве случаев добросовестно соблюдающих требования документации о закупке, стала полной неожиданностью целая волна прецедентов, повлекших за собой отстранение участников от участия в торгах.
Какие требования предъявляются к охранным организациям?
Составляя техническую часть документации о закупке, осуществляемой в рамках Закона № 44-ФЗ, каждый заказчик исходит исключительно из собственных потребностей, описывая объекты и время оказания охранных услуг, количество и месторасположения постов и т.д. Как уже было сказано выше, обычно это не вызывает сложностей. При этом имеется два основных требования, предъявляемые к участнику:
- действующая лицензия на осуществление частной охранной деятельности с наличием необходимых заказчику разрешенных видов услуг;
- наличие разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему.
Заказчик требует предоставление копий этих документов в составе заявки на участие в закупке.
Объекты, для которых обязательны требования к антитеррористической защищенности
В силу своей специфики многие организации-заказчики попадают под действие пункта 7 части 3 статьи 3 Закона № 2487-1, предусматривающего охрану объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
При этом какого-либо официального утвержденного перечня таких объектов нет. Существуют лишь признаки отнесения того или иного объекта к данной категории, в соответствие с которыми принадлежность устанавливается внутренним документом организации-заказчика.
Именно данный пункт Закона № 2487-1 стал причиной множества споров заказчиков и участников закупок.
Проблемная область закупки охранных услуг
Отклонения заявок, споры и жалобы в ФАС стали возникать после того, как в декабре 2014 года в Закон № 2487-1 были внесены определенные изменения, в которых пункт 7 был изложен в новой редакции.
Охранные организации, уже имеющие действующую лицензию, не переоформили ее и по сей день продолжают предоставлять в составе пакетов документов на участие в закупке копию, в которой пункт 7 изложен в старой редакции.
Многие комиссии сочли это поводом для отклонения заявок, поскольку предъявляют требования к участнику в соответствии с актуальной версией изложения данного пункта. Заказчики в свою очередь были немало удивлены и озадачены таким подходом и обратились в контрольные органы с жалобами на неправомерные действия комиссий. Внесем ясность в данный вопрос, исходя из судебной практики.
Проблема актуализации действующей лицензии
В контексте рассматриваемой проблемы, пытаясь ответить на вопрос, прав или не прав заказчик, отклоняющий заявку, мы неизбежно придем к другому: должен ли поставщик, имеющий действующую лицензию, заменить ее новой, содержащей актуальные формулировки пунктов разрешенных видов деятельности?
Ответ кроется в статье 11.4 Закона № 2487-1, согласно которой лицензия подлежит замене лишь в ряде случаев:
- при продлении лицензии;
- при намерении осуществлять новый вид охранных услуг, отсутствующий в имеющейся у организации лицензии;
- при реорганизации;
- при изменении названия или адреса места нахождения.
Ни в каких иных случаях действующая лицензия не подлежит замене. Соответственно после внесения изменений в Закон No2487-1 охранные предприятия, имеющие действующую лицензию, не должны были менять ее на новую.
Выводы
Исходя из того, что никакой специальный порядок вступления в силу пункта 7 не предусмотрен, также как отсутствуют и какие-либо изменения порядка получения лицензии, у охранных организаций нет оснований для переоформления имеющихся лицензий. Соответственно заявка, содержащая копию лицензии, в которой пункт 7 изложен в старой редакции, не может быть отклонена.
ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый ОКПД2 и многое другое! Подробнее...
