Осуществление закупок услуг по охране объектов, имущества, осуществления контрольно-пропускного режима и прочих, связанных с деятельностью охранных организаций, услуг довольно распространены среди большинства заказчиков, действующих в условиях контрактной системы.

Такие закупки обычно не вызывают каких-либо сложностей, поскольку алгоритм их осуществления давно отработан, а содержание документации в части основных требований у всех заказчиков практически идентично.

Одним из ключевых требований к поставщику является наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности, включающей в себя перечень разрешенных к оказанию услуг.

Как для заказчиков, уже успевших привыкнуть к тому, что закупки охранных услуг проходят без лишних проблем, так и для участников, прекрасно знающих и в большинстве случаев добросовестно соблюдающих требования документации о закупке, стала полной неожиданностью целая волна прецедентов, повлекших за собой отстранение участников от участия в торгах.

Какие требования предъявляются к охранным организациям?

Составляя техническую часть документации о закупке, осуществляемой в рамках Закона № 44-ФЗ, каждый заказчик исходит исключительно из собственных потребностей, описывая объекты и время оказания охранных услуг, количество и месторасположения постов и т.д. Как уже было сказано выше, обычно это не вызывает сложностей. При этом имеется два основных требования, предъявляемые к участнику:

  • действующая лицензия на осуществление частной охранной деятельности с наличием необходимых заказчику разрешенных видов услуг;
  • наличие разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему.

Заказчик требует предоставление копий этих документов в составе заявки на участие в закупке.

Объекты, для которых обязательны требования к антитеррористической защищенности

В силу своей специфики многие организации-заказчики попадают под действие пункта 7 части 3 статьи 3 Закона № 2487-1, предусматривающего охрану объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.

При этом какого-либо официального утвержденного перечня таких объектов нет. Существуют лишь признаки отнесения того или иного объекта к данной категории, в соответствие с которыми принадлежность устанавливается внутренним документом организации-заказчика.

Именно данный пункт Закона № 2487-1 стал причиной множества споров заказчиков и участников закупок.

Проблемная область закупки охранных услуг

Отклонения заявок, споры и жалобы в ФАС стали возникать после того, как в декабре 2014 года в Закон № 2487-1 были внесены определенные изменения, в которых пункт 7 был изложен в новой редакции.

Охранные организации, уже имеющие действующую лицензию, не переоформили ее и по сей день продолжают предоставлять в составе пакетов документов на участие в закупке копию, в которой пункт 7 изложен в старой редакции.

Многие комиссии сочли это поводом для отклонения заявок, поскольку предъявляют требования к участнику в соответствии с актуальной версией изложения данного пункта. Заказчики в свою очередь были немало удивлены и озадачены таким подходом и обратились в контрольные органы с жалобами на неправомерные действия комиссий. Внесем ясность в данный вопрос, исходя из судебной практики.

Проблема актуализации действующей лицензии

В контексте рассматриваемой проблемы, пытаясь ответить на вопрос, прав или не прав заказчик, отклоняющий заявку, мы неизбежно придем к другому: должен ли поставщик, имеющий действующую лицензию, заменить ее новой, содержащей актуальные формулировки пунктов разрешенных видов деятельности?

Ответ кроется в статье 11.4 Закона № 2487-1, согласно которой лицензия подлежит замене лишь в ряде случаев:

  • при продлении лицензии;
  • при намерении осуществлять новый вид охранных услуг, отсутствующий в имеющейся у организации лицензии;
  • при реорганизации;
  • при изменении названия или адреса места нахождения.

Ни в каких иных случаях действующая лицензия не подлежит замене. Соответственно после внесения изменений в Закон No2487-1 охранные предприятия, имеющие действующую лицензию, не должны были менять ее на новую.

Выводы

Исходя из того, что никакой специальный порядок вступления в силу пункта 7 не предусмотрен, также как отсутствуют и какие-либо изменения порядка получения лицензии, у охранных организаций нет оснований для переоформления имеющихся лицензий. Соответственно заявка, содержащая копию лицензии, в которой пункт 7 изложен в старой редакции, не может быть отклонена.

ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый ОКПД2 и многое другое! Подробнее...

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация
{jcomments}

Программа-помощник для заказчиков