Процесс размещения госзаказа контролируется органами исполнительной власти или местного самоуправления. Если же речь идёт о государственном заказе на федеральном уровне, то его контроль осуществляет ФАС (Федеральная антимонопольная служба). Это касается поставки товаров, оказания различных услуг государству или выполнения работ. ФАС возглавляет контроль в этой сфере.
ФАС создана с целью не позволить создавать неравные условия для организаций, участвующих в торгах на уровне государства.
Полномочия ФАС
В список полномочий данной службы входит:
- контроль за организацией и проведением торгов;
- установка тарифов и цен;
- приостановка планов по закупкам товаров и услуг;
- надзор за соблюдением закона, в частности, государственного оборонного заказа;
- контроль за соблюдением законодательных принципов в рекламе;
- контроль за иностранными инвестициями в случае, если они стратегически важны для безопасности и обороны страны.
Проверка нарушений
ФАС осуществляет проверку вне плана в случае конфликтной ситуации. Такая проверка состоит из двух частей. Вначале проводится полный анализ документов, далее – информация, которую можно обнаружить на официальном сайте поставщика услуг либо товаров. На этом этапе могут обнаружиться нарушения, которые не были обозначены в полученной жалобе.
Это касается как нарушившего закон, так и обвиняющего в нарушении.
Действия проверяющих нельзя обжаловать в суде. Проверка осуществляется в срок до пяти дней.
Предписания, которые вынесены вследствие проверки, должны в обязательном порядке быть исполнены как заказчиком, так и участниками торгов.
Проверка осуществляется и в той ситуации, когда заявитель отзывает жалобу.
Существующий ряд нарушений, выявляемый в процессе проверки заказов для государственных или муниципальных нужд, можно условно разделить на три категории.
- Несоблюдение открытости, равноправия или эффективности аукциона;
- Если закон диктует провести конкурентную закупку, а на деле договор заключается только с одним исполнителем или поставщиком;
- Если в проекте конкурсной документации учитываются интересы лишь одного поставщика.
Различия между Федеральными законами №44 и №223
Данные законодательные акты призваны регулировать действия государственных и муниципальных компаний, монополий и прочих организаций на аукционе. 44-ФЗ действителен для абсолютно любых госзаказчиков и контролирует каждый этап сделки. Также он гарантирует заключение договора с победителем торгов, если он выполнил все установленные законом условия.
223-ФЗ даёт возможность компании самой разработать условия и положения для всех участников торгов. Нет строгих критериев, необходимо соблюдать лишь общие принципы.
Заказчиком по 44-ФЗ может быть муниципальное или государственное учреждение, получающее финансирование из бюджета.
Для 223-ФЗ подходят те компании, доля государства в которых составляет более 50%. Также сюда относятся монополии в нефтегазовой промышленности, железнодорожные организации и т.д. Компании, деятельность которых можно регулировать - сюда относится энергетика, газоснабжение, водоснабжение и т.д.
Все бюджетные организации, использующие гранты, средства субподряда или собственные вложения для участия в торгах.
44-ФЗ строго устанавливает сроки проведения аукциона и всех его этапов. Соблюдение их всеми участниками обязательно.
В случае с 223-ФЗ заказчик имеет право самостоятельно устанавливать сроки.
По 44-ФЗ заказчик может потребовать от победителя подтверждение финансовой обеспеченности договора. Эта сумма прописана в законе и составляет 5-30% от стоимости контракта. У заказчика есть несколько вариантов обеспечения.
Согласно 223-ФЗ заказчик может потребовать такое обеспечение. Если оно необходимо, это прописывается в конкурсных документах.
По закону 44 внесение изменений или в контракт или его расторжение невозможно.
В отличие от него, 223-ФЗ позволяет заказчику варьировать положения контракта. Изменению может быть подвержена цена, объём работ и срок её выполнения.
