Законодательное регулирование сферы государственных закупок на протяжении многих лет вызывает споры и вопросы со стороны участников закупок. Ушедший в историю закон № 94-ФЗ стал большим прорывом в организации государственных закупок.
В свое время он позволил упорядочить процедуры выбора поставщиков, запустить систему электронных торгов через интернет, обеспечил контроль над закупками со стороны ФАС, предоставил доступ к огромному рынку среднему и малому бизнесу.
Однако этот закон не смог решить ряд таких важных вопросов, как ограничение участия в закупках фирм-«однодневок», демпингующих организаций, срывающих в итоге контракты, а также позволил недобросовестным заказчикам нерационально использовать бюджетные средства.
Это стало возможным, потому что 94-ФЗ описывал лишь процедуры проведения торгов и практически не затрагивал итоговую оценку качества, планирование закупок, личную ответственность заказчиков за результат.
44-ФЗ – основные новации закона
В январе 2014 года в России вступил в действие 44-ФЗ. Он впервые обозначил создание Федеральной контрактной службы. Плюсы и минусы данного закона станут понятными после его «обкатки» на практике. Однако уже сейчас стоит обратить внимание на его смысл.
Новациями нового закона стали:
- Обновленная законодательная база;
- Появление профессиональных "закупщиков";
- Регламентация полного цикла осуществления закупок;
- Введение в действие ЕИС;
- Разработка типовых документов;
- Доработка старых и введение новых способов определения победителей контрактов;
- Антидемпинговые меры;
- Общественный контроль.
Закон был принят после обширного общественного обсуждения, учитывает мнения экспертов теоретиков и представителей бизнес-сообщества. Уделяется внимание вопросам антикоррупционной направленности.
Конечно, даже после множества поправок в законе осталось множество спорных моментов, многие решения приняты в результате компромиссов. Но закон продолжает изменяться, чутко реагируя на нюансы его внедрения на практике.
Что регулирует новый закон
44-ФЗ предполагает повышение уровня ответственности специалистов, предъявляет требования к их образованию и умениям. Данный пункт закона подразумевает обязательное повышение квалификации сотрудников. Вводится понятие «контрактной службы» – людей, лично ответственных за конечный результат работы, профессионалов своего дела.
Конечно же, на реализацию требований закона потребуются большие финансовые и временные затраты, а также стремление донести до конечных исполнителей смысл реформ, поменять отношение к государственным закупкам.
В результате должна сформироваться группа специалистов-профессионалов, четко понимающих важность госзакупок, умеющих правильно спланировать, организовать закупку и проконтролировать конечный результат.
Закон впервые регулирует все циклы проведения закупок – от планирования до оценки качества исполнения. НМЦК отныне формируется по понятным критериям из доступных источников. Сами контракты будут оцениваться с точки зрения экономии и качества.
ЕИС позволит ознакомиться с планами закупок, заключенными контрактами, РНП и прочими документами. Госзакупки должны стать понятны для любого гражданина России.
Типовые документы позволят заказчику упростить формирование документации, снизить риск ошибок.
Новый закон вносит изменения в наиболее популярные способы ведения торгов, а также дополняет их новыми механизмами.
Демпинг цен
Демпинг цен приводит к ухудшению качества исполнения контрактов. Опасность демпинга также отражена в новом законе. Если цена крупного контракта падает более чем на четверть, заказчик имеет возможность проверить добросовестность поставщика с помощью специальных механизмов.
Общественный контроль над всеми этапами проведения закупок также стал новшеством закона. Общество имеет возможность оспорить план проведения закупки, изменить или вовсе отменить ее.
Конечно же, все преимущества и недостатки ФКС определятся со временем на основе практики. Главная цель ФКС – развить достижения предыдущих лет в сфере закупок, снизить расходы бюджета, повысив при этом качество, сократить коррупционные риски.
