Нормативное регулирование закупочной деятельности находится в стадии формирования. Даже в 2016 году в отрасли остается огромное количество нерешенных вопросов, пробелов и противоречий. С проблемой активно борются представители Минэкономразвития РФ.
Сотрудники ведомства регулярно публикуют информационные письма, а также дают интервью журналистам. В числе наиболее интересных материалов эксперты называют аналитическую статью М.В. Чемерисова. Руководитель департамента развития контрактной системы посвятил свою работу вопросам заключения соглашения с единственным поставщиком.
Краткая характеристика закупки у единственного поставщика
Привлечение к исполнению государственного или муниципального заказа единственного поставщика является альтернативой конкурентным методам. Правовой механизм подробно описан параграфом 6 главы 3 закона 44-ФЗ от 05.04.2013 года. Однако применять его бесконтрольно нельзя. Статьей 93 предусмотрено всего 46 случаев использования формы. Перечень является исчерпывающим, а отклонение от установленных правил грозит серьезными финансовыми санкциями.
Важно! Необоснованный отказ от стандартных закупочных процедур влечет наложение административного штрафа на должностное лицо. Размер взыскания варьирует в рамках от 30 до 50 тысяч рублей (статья 7.20 КоАП РФ).
Действия заказчика сводятся к заключению договора с конкретной организацией. Вопроса о выборе контрагента не стоит, поскольку формальная процедура отсутствует. Способ позволяет сэкономить время, средства и силы.
Основные стадии закупки у ЕП
Юристы выделяют всего 8 этапов процедуры. Каждая из них обладает определенной спецификой.
№ п.п. | Наименование стадии | Юридические нюансы и особенности |
1 | Предварительная подготовка | Все заказы, передаваемые на исполнение единственному поставщику, необходимо внести в план-график. Закупки группируют по следующим направлениям:
Если заказ размещает казенное учреждение, необходимо сделать разбивку по коду затрат. Основанием является совместный приказ Казначейства и Минэкономразвития РФ № 182/7н от 31.03.2015 года. |
2 | Выбор единственного поставщика | Критериев закон не устанавливает, поэтому придерживаться следует принципов разумности. В качестве контрагента могут выступать проверенные организации, отличающиеся достойной деловой репутации. Допускается привлекать компании, с которыми заказчик успешно сотрудничал ранее. |
3 | Приглашение к заключению сделки | Сообщить будущему исполнителю заказа о решении можно любым доступным способом. В законе нет требований о составлении письменных уведомлений или извещений. Однако Чемерисов рекомендует придерживаться общих правил деловой переписки. Это станет одним из доказательств добросовестности при возникновении претензий. |
4 | Издание распоряжения о проведении закупки | Стадию относят к категории факультативных. Составление приказа о заключении договора с конкретной организацией или предпринимателем является традиционным способом оформления. Закон 44-ФЗ, а также прочие нормативные акты такого требования не устанавливают. |
5 | Составление и передача исполнителю проекта | Контракт необходимо согласовать с будущим контрагентом. Документ должен включать существенные условия. В обязательном порядке устанавливают требование к обеспечению, если закупка осуществляется:
Гарантии требуются также при заключении договора по итогам несостоявшейся конкурентной процедуры. В остальных случаях установление требования является правом заказчика. |
6 | Публикация в ЕИС | Разместить сообщение в единой системе заказчик должен лишь в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 93 закона 44-ФЗ. Извещение необходимо направить в течение 5 суток со дня подписания контракта. Обязательному отражению подлежат следующие сведения:
К публикации представитель МЭР РФ рекомендует прикреплять проект договора. При этом эксперт ссылается на письмо № Д28и-2739 от 09.12.2014 года. |
7 | Подписание соглашения | Заключение сделки допускается при достижении единого мнения по каждому условию сотрудничества. Если в документации присутствует требование о гарантиях, потребуется проверить наличие их наличие. Действующим контракт признают со дня фактического проставления подписей сторон. |
8 | Формирование отчета | Необходимость составления обоснования появляется у заказчика в определенных случаях. Проверку материалов проводят сотрудники контролирующих ведомств. Образец отчета не утвержден, поэтому допускается произвольная форма. Обязательной проработке подлежат следующие вопросы:
Размещать документ в ЕИС не нужно. Он является внутренним актом и подлежит хранению в архиве организации. |
Важно, что основным источником для подготовки краткого руководства стало федеральное законодательство РФ. Руководитель департамента развития контрактной системы в очередной раз акцентировал внимание на первостепенности норм права. В своей работе Чемерисов намеренно не ссылался на судебные прецеденты, поскольку практика остается неоднозначной. Позиция служителей Фемиды имеет большое, но далеко не определяющее значение.
ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый ОКПД2 и многое другое! Подробнее...
