При заключении договора в рамках контрактной системы заказчик обязан грамотно обосновать размер вознаграждения. Подтверждением добросовестности является детализированный расчет. Статья 22 федерального закона 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года допускает применение сразу пяти способов.
Однако приоритетным является метод сопоставления цен.
Правила анализа рынка
Руководством для заказчиков стали методические рекомендации, утвержденные приказом Минэкономразвития РФ № 567. Цену контракта определяют, опираясь на информацию, полученную в ходе исследования сегмента. Весь цикл можно разбить на несколько этапов.
Характеристика объекта закупки
Первой задачей специалиста является конкретизация свойств приобретаемого товара, услуги или работы. На этой стадии составляют точное описание, выделяя качественные, количественные, эксплуатационные и прочие параметры. Опираясь на готовый «портрет», эксперт начинает мониторинг рынка. Он сопоставляет характеристики фактически реализуемых товаров заявленным требованиям. Результатом работы становится вычленение наиболее подходящих вариантов. При этом могут быть выделены две группы материальных ценностей:
- идентичные (100% соответствие);
- однородные (сходные показатели).
Исследованию подлежит каждая категория. Материалы объединяют в отдельные папки для последующего анализа.
Сбор ценовой информации
Заказчик не ограничен в применении инструментов поиска сведений. Однако используемые методики должны обеспечивать полноту и достоверность данных. Рекомендации МЭР РФ содержат детальное описание способов:
№ п.п. | Наименование источника | Характеристика |
1 | Реестр контрактов | Информация обо всех государственных и муниципальных заказах отражается в единой системе – ЕИС. Поиск по каталогу проводят с уточненными параметрами:
Справка из реестра формируется в режиме «онлайн». Сведения предоставляются бесплатно. |
2 | Официальные сайты | Получить данные о рыночных ценах на закупаемые материальные блага заказчик может, исследуя коммерческие ресурсы. В качестве материалов для анализа выступают прайс-листы, а также информация о компании. Эксперты принимают во внимание наличие государственной регистрации, лицензий, допусков саморегулируемых организаций и прочих разрешений. Большое значение имеют опубликованные копии сертификатов качества. |
3 | Запросы | Руководствуясь данными, полученными в процессе мониторинга рынка, составляют официальные письма не менее чем 5 компаниями. Число адресатов специалист определяет самостоятельно. При этом каждый из них должен поставлять продукцию, соответствующую техническому заданию закупки. В обращении излагается цель сбора информации, описываются характеристики товара. Запрос не является офертой, поэтому никаких обязательств у заказчика не возникает. Привлечь к ответственности поставщика за отказ от ответа нельзя. |
4 | Запрос в ЕИС | Эксперт вправе опубликовать объявление в единой системе. Сообщение должно содержать следующие данные:
Исследование полученных ответов осуществляется в порядке поступления. Каждое из писем регистрируют в журнале входящей корреспонденции. |
Минэкономразвития РФ не рекомендует использовать в анализе информацию сомнительного качества. К таковой относят ответы лиц, внесенных в реестр недобросовестных поставщиков, сведения из анонимных источников. Не заслуживают доверия материалы, в которых отсутствуют расчеты.
Работа с цифрами
В приложении к приказу МЭР РФ № 567 от 2 октября 2013 года приведено несколько формул, на которые вправе опираться заказчик. Первую применяют при работе с данными за предшествующие периоды.
Однородность совокупности полученных цен позволяет оценить коэффициент вариации. Его определяют по следующему алгоритму:
Если коэффициент оказался выше 33%, совокупность значений признают неоднородной. Это свидетельствует о необходимости дополнительного сбора ценовой информации. Эксперты обязаны направить еще ряд запросов или воспользоваться другими средствами получения данных.
Основой же расчетов выступает общая формула:
При проведении оценки по заданному алгоритму используют не менее 3 актуальных стоимостных показателей.
Итоговая корректировка НМЦК
Далеко не всегда расчетные данные отвечают ожиданиям заказчика и потенциальных контрагентов. Рыночные условия отличаются от правил исполнения государственных и муниципальных заказов, поэтому результат, полученный в ходе исследования, подлежит индексации.
Размер надбавки зависит от избранного способа:
- конкурс – до 10%;
- аукцион – до 13%;
- запрос предложений или корректировок – 17%.
Использование права на увеличение цены фиксируют в дополнительном расчете.
В завершение обратим внимание на необходимость оформления каждой стадии анализа. Материалы, исследованные экспертами, становятся приложением к расчетам. Их описывают, сшивают в папки и хранят вместе с закупочной документацией.
Внимание! Расчет НМЦК с поиском цен и ТЗ для обоснования и документирования закупки доступен в нашем программном обеспечении! Подробнее...
