В 2016 году производители программного обеспечения столкнулись с множеством трудностей. Продавать разработки в рамках закона 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года стало очень сложно. Заказчики отказались работать с фирмами, продукция которых не включена в единый реестр. С января привлекать к исполнению государственных или муниципальных контрактов разрешено лишь отечественных производителей, прошедших процедуру регистрации.

Прибегать к помощи иностранных компаний допускается в порядке исключения.

Коротко об изменениях

Нормы о поддержке российских разработчиков включены в закон 149-ФЗ от 27.07.2006 года. Важные коррективы в систему закупок внесло и постановление Правительства РФ № 1236. Приобретать разрешили продукты, зарегистрированные в едином государственном реестре. Возможность купить иностранный аналог у заказчиков осталась. Однако для реализации права необходимо составить исчерпывающее обоснование.


Важно! Если ранее договор был заключен на поставку российского программного обеспечения, приобрести иностранный вариант уже нельзя. Такое условие содержится в статье 95 закона 44-ФЗ.


 Единый реестр российского программного обеспечения

Обойти запрет заказчик может в четырех случаях:

№ п. п. Ситуация Ссылка на постановление № 1236 Документальное обоснование
1 Ни один программный продукт не соответствует требованиям конкурсной документации. п. а ч. 2 требуется
2 В реестре присутствуют российские разработки одного класса с иностранными, но в значительной мере уступают последним по функциональным, эксплуатационным и техническим характеристикам. При этом отечественный продукт признан не соответствующим требованиям заказчика. п. б ч. 2 требуется
3 Закупка проводится для обеспечения деятельности на территории другого государства. В роли заказчика могут выступать торговые представительства России, консульские или дипломатические учреждения. п. 3 не требуется
4 Разработка, либо сведения о ней отнесены к государственной тайне. п. 4 не требуется

Каким требованиям должно соответствовать программное обеспечение?

Российским компаниям остается только одно – совершенствовать собственный продукт и добиваться его включения в реестр. Перед направлением документов в Минкомсвязь РФ потребуется провести анализ соответствия. Внести сведения в государственную базу чиновники обязаны при выполнении шести условий:

№ п. п. Критерий оценки Описание
1 Исключительные права

Участник закупки должен являться зарегистрированным правообладателем. Разрешено сотрудничать со следующими собственниками:

  • Россия, регионы или муниципальные образования;
  • отечественные некоммерческие и коммерческие организации;
  • граждане РФ.

Нормативными актами введен запрет на приобретение программного обеспечения у компаний с преобладающим участием иностранных лиц.

2 Оборотоспособность В реестр вносят программы, разработанные в соответствии с гражданским законодательством. Продукт должен без ограничений реализовываться на территории России.
3 Годовая сумма выплат

Правообладатель может претендовать на регистрацию продукта, если общий размер отчислений третьим лицам не превышает 30% дохода. При расчете объема издержек учитывают:

  • вознаграждения за предоставление прав на средства индивидуализации, объекты
  • интеллектуальной собственности, выполнение специфических работ;
  • оплату разработки, модификации или адаптации программы;
  • иные выплаты, связанные с реализацией и поддержанием работоспособности.

Расчетным периодом признают 12 месяцев.

4 Доступность сведений о программе В реестр не вносят секретные разработки, а также продукты, информация о которых так или иначе отнесена к государственной тайне.
5 Безопасность Программное обеспечение должно соответствовать стандартам защиты информации. Правила сертификации утверждены Правительством России. Требование распространяется на новинки, использование которых предполагает обработку конфиденциальных сведений.
6 Лицензия Этот документ правообладатель обязан получить до начала фактической деятельности.


Внимание! Обязательными условиями внесения записи в реестр являются наличие у заявителя квалифицированной цифровой подписи и регистрация в ЕСИА.


Как составить документы на регистрацию ПО в реестре?

Производителю программного обеспечения необходимо внимательно ознакомиться с правилами, утвержденными правительственным постановлением № 1236, а также изучить приказ МЭР РФ № 614 от 31.12.2015 года.

Первым шагом станет заполнение электронной формы на официальном сайте реестра. В анкете следует указать:

  • название программного продукта;
  • альтернативное наименование;
  • код по ОКПД2;
  • класс;
  • подробную информацию о правообладателе;
  • данные о доле участия отдельных субъектов в учредительном капитале компании;
  • контакты заявителя, включая электронную почту и номер мобильного телефона;
  • адрес официальной интернет-страницы с описанием программного продукта;
  • сведения о должностном лице, подписавшем заявление;
  • реквизиты и наименование документа, предоставившего представителю полномочия на обращение.

В качестве приложения к электронному заявлению выступят сканированные копии доверенности, устава компании, решений о назначении руководства. Дополнительно потребуется прикрепить один экземпляр регистрируемой программы, а также бумаги, подтверждающие права на нее.


Внимание! Рассмотрению подлежат файлы в формате pdf.


В виде текстовых документов можно загрузить технические паспорта, описание функциональных характеристик, сведения о возникновении прав на разработку. Прикрепить к заполненной форме нужно инструкции об устранении неисправностей и порядке совершенствования. Здесь же отражают информацию о требованиях к оборудованию и обслуживающему персоналу. Заявитель вправе прикрепить дополнительные бумаги.

Порядок внесения сведений в реестр Минкомсвязи

Производителю программного обеспечения придется выстраивать отношения с тремя субъектами. Представители Минкомсвязи РФ принимают решение о включении записи в единую базу данных, оператор ведет реестр, а экспертный совет оценивает продукт.

Процедуру оформления можно разбить на девять стадий:

№ п. п. Этап Характеристика
1 Проверка заявления Задачей сотрудников является оценка соблюдения требований к форме документов, комплектности приложения. На выполнение поставленной задачи отводят 10 дней.
2 Запрос сведений В течение 5 суток контролирующий орган направляет запросы впубличные структуры. На этой стадии получают документальное подтверждение полноты и достоверности информации.
3 Регистрация заявления  

По итогам первых двух этапов принимают решение о рассмотрении, либо возврате обращения. Отклонить заявку могут по следующим основаниям:

  • нарушение установленных правил;
  • отказ в регистрации или исключение программы из реестра по причине недостоверности, фальсификации документов.

Устранить ошибки и вновь подать обращение можно лишь в первом случае. В остальных ситуациях придется дождаться окончания штрафного срока – 12 месяцев.

4 Публикация данных Оператор размещает информацию о регистрации заявления на официальном сайте реестра в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения. Персональные данные из сообщения исключают.
5 Экспертиза Совет квалифицированных специалистов рассматривает заявление, оценивает соответствие декларируемых характеристик фактическим параметрам. Заключение выдают по истечении 30 суток. В расчет принимают только рабочие дни.
6 Направление документов оператору Пересылка заключения не может длиться дольше 1 дня.
7 Публикация результатов экспертизы В систему информацию включают незамедлительно. Мнение независимых специалистов находится в свободном доступе на официальной странице реестра.
8 Решение о включении записи Правилами установлены сразу два ограничения по сроку. Приказ Минкомсвязи РФ должен быть издан не позднее 10 суток с момента утверждения заключения эксперта. При этом общий период рассмотрения не должен превышать 65 рабочих дней.
9 Внесение записи После получения документов оператор размещает сведения в единой базе данных. Срок минимален – рабочий день.

В завершение отметим, что отклонить заявку правообладателя уполномоченный орган может при выявлении одного из трех обстоятельств. Причиной отказа служат недостоверность информации, неисполнение заявителем дополнительного запроса, направленного экспертом, либо установление факта несоответствия программного продукта действующим стандартам.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация
{jcomments}

Программа-помощник для заказчиков