Внесение записи о компании или предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков (далее РНП) является одним из видов санкций. Применяется мера в отношении участников закупки, допустивших грубое нарушение действующих правил. Юридические последствия такого действия со стороны ФАС РФ выражаются в ряде ограничений.
Лицо не может претендовать на государственные и муниципальные заказы, лишается доступа к подавляющему числу корпоративных тендеров. Тем не менее, попадание в реестр не приговор. Решение о применении санкции можно оспорить.
Какие условия необходимо выполнить?
С 2016 года сведения о недобросовестных поставщиках были включены в состав единой информационной системы (далее ЕИС). Доступ к базе признали открытым и бесплатным. Полномочия по формированию РНП возложили на ФАС РФ.
Заказчики обязаны направлять в антимонопольную службу сведения обо всех нарушениях в письменной форме. Сотрудники рассматривают сообщения и дают правовую оценку ситуации. Во избежание злоупотреблений в законе 44-ФЗ от 05.04.13 года предусмотрели возможность судебного обжалования.
Лица, посчитавшие действия ФАС РФ незаконными, вправе обратиться в арбитраж со следующими требованиями:
- признать недействительность решения антимонопольного органа;
- обязать сотрудников, ответственных за ведение реестра, исключить запись об истце.
Отраслевыми документами срок давности не определен. Заявитель должен руководствоваться положениями главы 24 АПК РФ и придерживаться трехмесячного периода. Отсчет следует вести с момента включения записи в реестр, поскольку документ является публичным.
О важности соблюдения сроков свидетельствуют многочисленные прецеденты. В числе наиболее свежих судебных актов можно назвать постановление 13 ААС по делу А21-7345/2014 от 23.03.2015 года.
Какие сведения включить в исковое заявление?
Обязательные условия принятия жалобы к рассмотрению перечислены в АПК РФ. Заявление должно быть подано в письменной форме, содержать все реквизиты. Текст составляют с учетом специфических требований. В нем указывают суть допущенного нарушения, данные об оспариваемом документе и перечень нормативных актов, которым он противоречит. Юридическим базисом становятся положения закона 44-ФЗ, а также правила ведения РНП, утвержденные правительственным постановлением № 1062 от 25.11.13 года.
Заявитель вправе сослаться на следующие факты:
- неверная правовая оценка обстоятельств;
- нарушение процессуальных правил;
- неполное исследование материалов;
- заинтересованность должностных лиц и прочее.
Одновременно с иском можно подать ходатайство о принятии обеспечительных мер. В качестве гарантии выступает приостановление действия решения о включении записи в реестр. Заинтересованному лицу потребуется указать, что исполнение акта антимонопольного органа повлечет за собой серьезные убытки, а также нанесет авторитету компании ощутимый урон.
Серьезным аргументом послужат материалы об оспаривании действий заказчика, послуживших основанием для разбирательства в ФАС РФ.
Важно! Использовать механизм можно, если запись в реестр еще не внесена. Такую позицию озвучил ФАС Дальневосточного округа в постановлении № Ф03-321/201 от 06.03.12 года. В 2015 году к аналогичным выводам пришел и АС Поволжского округа. Полная аргументация приведена в мотивировочной части постановления Ф06-23670/270.
Таким образом, в защите прав участников закупки особое значение играет соблюдение процессуальных норм и исследование судебной практики. Перед составлением и подачей жалобы необходимо изучить актуальные прецеденты. В 2016 году в свободном доступе пользователей сети имеется целый банк решений. Электронный каталог пополняется ежедневно и содержит тысячи вступивших в силу документов. Знакомиться с их содержанием можно бесплатно.
