Решение о создании структурного подразделения, отвечающего за организацию закупочной деятельности, заказчики принимают самостоятельно. Юридической основой формирования службы являются нормы о контрактной системе. Большое правовое значение имеет приказ Минэкономразвития России № 631 от 29.10.13 года.

Типовое положение признано отправной точкой и служит ориентиром для разработки локальных документов.

В какой форме создавать подразделение?

Статья 15 закона 44-ФЗ связывает обязанность по созданию службы с общей стоимостью закупок. Структурное подразделение обязаны формировать организации, годовой расход которых составил 100 и более миллионов рублей. Если заказчик не перешагнул установленный лимит, он вправе ограничиться назначением ответственного должностного лица. В этом случае достаточно издания распоряжения или заключения договора со сторонним специалистом.

Минэкономразвития РФ установило четкий порядок создания службы. Основными требованиями стали:

  • количество сотрудников – не менее 2;
  • наличие внутренних регламентов, соответствующих действующим нормативно-правовым актам;
  • четкое разграничение полномочий и обязанностей;
  • обеспечение специалистов материально-техническим базисом.

Реализация требований осуществляется разными способами. Заказчик вправе создать самостоятельное подразделение, включив вакансии в штатное расписание. Альтернативным вариантом является приказ о назначении постоянно действующего состава. В этом случае формального выделения структурного звена не происходит. Должностные лица выполняют обязанности на условиях совместительства.

Принципы составления положения о контрактной службе

Разработать внутренние регламенты предписывалось до наступления апреля 2014 года. Однако выполнили указание далеко не все. Многие организации допустили ряд серьезных ошибок. Министерство разрешило использовать в качестве основы типовое положение, но адаптировать его требовалось самостоятельно. Принципами создания служб признаны:

  • привлечение к работе лишь квалифицированных сотрудников;
  • обеспечение свободного доступа к сведениям о закупочной деятельности;
  • заключение договоров на наиболее выгодных условиях;
  • достижение целей, поставленных планом;
  • неукоснительное выполнение графика и положений закона 44-ФЗ.

В ходе разработки локальной документации требуется разграничить полномочия и обязанности специалистов. Особых ограничений не устанавливается. Заказчикам необходимо назначить руководителя подразделения, определить сотрудников, курирующих конкретные тендеры. Минэкономразвития РФ не препятствует созданию индивидуальных моделей. Так, допускается возложение функций с учетом квалификации работника, специфики закупки или сроков проведения процедуры.

В качестве условий признания полномочий разграниченными выступают четкость, согласованность и полнота. Итогом организационных мероприятий должна стать слаженная работа всех звеньев подразделения.

Какие задачи должна выполнять контрактная служба?

Функциональные обязанности структуры перечислены в типовом положении. Перечень открыт, его разрешено дополнять. Базовыми являются следующие направления:

  • планирование;
  • консультирование потенциальных участников процедуры;
  • правовое и экономическое обоснование закупки, включая расчет начальной цены по контракту (НМЦ);
  • проведение общественного обсуждения;
  • организация деятельности закупочной комиссии;
  • сотрудничество с экспертами и независимыми специалистами;
  • публикация информации в ЕИС;
  • рассылка приглашений на участие в закрытых процедурах;
  • оценка надежности обеспечения, в том числе банковских гарантий;
  • контроль соблюдения формальностей при подписании контрактов;
  • приемка работ, товаров или услуг;
  • организация оплаты по исполненным договорам;
  • изменение, либо расторжение соглашений;
  • направление претензий, участие в судебных тяжбах, взыскание неустоек, штрафов.

В положении о контрактной службе детально рассматривают каждый из перечисленных выше разделов. Заказчику необходимо предоставить специалистам объем полномочий, достаточный для реализации поставленных целей. При этом документом следует установить запрет на проведение переговоров с участниками закупок. В тексте должно присутствовать также условие о недопустимости разглашения информации.

В завершение напомним об ответственности. Правила о наложении дисциплинарных и административных взысканий – объективная необходимость. Юристы рекомендуют прописать конкретные правовые нормы, а также разработать механизмы выявления и правовой оценки нарушений. В этом случае уйти от ответа недобросовестные исполнители не смогут.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация
{jcomments}

Программа-помощник для заказчиков