С наступлением 2016 года в правила о национальном режиме государственных закупок внесли некоторые изменения. Участникам контрактной системы необходимо руководствоваться обновленными редакциями официальных документов. Упростить задачу и избежать досадных ошибок поможет краткий обзор корректировок.
Запреты и ограничения
С января ответственность за соблюдение установленного режима возлагается на заказчиков. Невозможность выполнения правовых предписаний должна быть юридически обоснована. Если обойтись без импортных товаров, работ или услуг нельзя, потребуется составить подробное объяснение. Документальный отчет необходимо разместить в единой системе (ЕИС).
Такие правила установлены положениями части 3 статьи 14 закона 44-ФЗ. Именно этот раздел нормы был изменен парламентариями в конце июня 2015 года.
Важно! Нарушение правила об обосновании, либо недостаточная проработка аргументации влечет недействительность договора. Предъявить претензии могут проигравшие участники, представители ФАС РФ, контролирующий орган, а также прочие заинтересованные лица.
Происхождение товаров, услуг или работ
Особое значение приобрело правильное толкование терминов. Требования к соблюдению национального режима очень строгие. Правильное понимание значения слов «страна происхождения» играет ключевую роль.
Законодатель рассматривает в этом качестве официально признанные государства, на территории которых изготавливается продукция. Если в конкретном месте проводилась лишь доработка товара, важно оценить вклад в формирование материальной ценности. Критериям послужат нормы таможенного законодательства РФ.
В отдельных случаях страной происхождения признают:
- группу государств;
- отдельный регион;
- территорию членов международного экономического союза.
Целью становится максимально точное установление места нахождения непосредственного производителя.
Рассмотрим принцип применения правила на примере бытовой техники. Допустим, что выпуск деталей налажен в регионе с дешевой рабочей силой. Основная масса комплектующих элементов изготавливается в КНР. Сборку же доверяют специалистам фирменных заводов России. В этом случае техника будет признана отечественной, поскольку именно в РФ товар приобрел функциональные, эксплуатационные и технические свойства.
Важно! Документальное подтверждение достоверности сведений о месте выпуска является обязательным, если условие содержится в извещении о закупке. Отсутствие упоминаний о национальном режиме, преференций отечественным производителям не дает. В качестве свидетельства места происхождения товаров выступает декларация. Сведения о государстве должны быть внесены с учетом утвержденных наименований ОК МК(ИСО3166)004-97)025-2001.
Таким образом, корректировки 2016 года немногочисленны. Однако их влияние на порядок составления заявок и разработку закупочной документации оказалось заметным.
