Согласно положениям статьи 57 закона 44-ФЗ от 5.04.13 года, двухэтапным конкурсом называют усложненную закупочную процедуру. Правила ее проведения четко определены параграфом 2 главы 3 нормативного документа. Выполнение всего комплекса предписаний сводит вероятность злоупотреблений к минимуму. Парламентарии установили требования к условиям применения юридического механизма, установили жесткую систему сроков.
В каких случаях можно организовать двухэтапный конкурс?
Законодатель допускает усложнение закупочной процедуры при наличии веских оснований. Выбирать контрагента в 2 шага заказчики вправе в следующих случаях:
- предметом сделки является проведение важных научных исследований, проектирование капитальных объектов, изыскания, эксперименты;
- договор заключают с поставщиком современного оборудования, технологичных новинок или ноу-хау;
- действия заказчика направлены на подписание сервисного контракта с компаниями энергетической отрасли;
- результатом исполнения договора становится объект интеллектуальной собственности (например, литературное произведение).
Процедура признается законной, если для уточнения характеристик закупаемых благ объективно необходимо обсуждение с потенциальными партнерами.
Порядок проведения двухэтапного конкурса
Способ разрешено применять при любых видах закупок стоимостью выше 150 миллионов рублей. Лимит для муниципальных контрактов снижен в 3 раза. Заказчики вправе организовать конкурс на получение любого заказа. Исключение составляют сделки, совершение которых допускается лишь в специальной форме. Механизм прост:
1) Публикация извещения
Руководствуясь планом и графиком, заказчик составляет информационную карту. Уведомление об открытии тендера направляют в ЕИС. Извещение размещают за 20 суток до даты вскрытия конвертов, либо получения доступа к заявкам в сети. Документация проверяют на соответствие требованиям статьи 50 закона 44-ФЗ. Установление дополнительных критериев оценки претендентов обязывает применять правила о конкурсе с ограниченным участием.
2) Подача предварительных заявок
Потенциальные контрагенты составляют свои предложения с учетом тендерной документации. На этом этапе указывать цену запрещено, а обеспечения заявки не требуется.
3) Обсуждение
Процедура является частью первого этапа. Члены комиссии уточняют условия сотрудничества у каждого из участников. Закон обязывает заказчика обеспечить претендентам равный доступ. Каждый вправе высказаться, задать вопросы и получить ответы. Представители бизнеса могут дополнить заявки разъяснениями, детализированными описаниями. На обсуждении присутствуют все участники. Итогом становится составление протокола и размещение его в единой информационной системе.
Важно! Общая продолжительность первого этапа не должна превышать 20 календарных дней. Срок начинает течь с момента вскрытия предварительных заявок.
4) Уточнение требований
Переход ко второй стадии закупочной процедуры возможен после корректировки условий. Комиссия вправе внести изменения в разделы:
- о качественных характеристиках предмета договора (функциональные, технические, эксплуатационные свойства);
- о критериях оценки заявок.
Дополнять и менять конкурсную документацию разрешено при наличии полного обоснования. Заказчик не вправе устанавливать требования, не связанные с результатами обсуждения.
5) Подача окончательных предложений
Участники, прошедшие первый этап, могут направить конечный вариант заявки. В этот раз указание цены и внесение обеспечения являются обязательными условиями допуска.
6) Выбор победителя
Комиссия следует правилам, установленным для открытого конкурса. Открытие доступа к заявкам в электронном виде, либо вскрытие конвертов отражают в протоколе. Только после регистрации и озвучивания содержания всех документов проводятся расчеты по утвержденным формулам. Предложения участников оценивают по нескольким критериям, поэтому у каждого параметра есть свой «вес».
Итогом становятся выбор победителя, публикация информации в ЕИС и заключение соглашения.
Таким образом, двухэтапный конкурс по 44-ФЗ является усложненной формой открытой закупочной процедуры. Метод позволяет установить максимально точные требования к условиям сотрудничества. При этом неукоснительно соблюдаются принципы прозрачности, равного доступа и объективности.
