В сентябре 2014 года в России появился очередной государственный стандарт. Документ является базисом проведения оценки деловой репутации и опыта строительных организаций. Большое значение ГОСТ Р 56002-2014 приобрел в закупочной деятельности. Участники процедур используют сертификацию в качестве одного из средств конкурентной борьбы.
Предъявляя официальное подтверждение соответствия установленным нормативам, бизнесмены повышают свои шансы на победу в аукционе или конкурсе. Нередко сами заказчики включают в число требований наличие определенного опыта у подрядчика.
Порядок проведения оценки
Комплексный анализ опыта и уровня доверия к строительной компании проводят в добровольном порядке. Специалисты используют расчетный метод, исключающий субъективизм и предвзятость. Исследование строят на принципах полной беспристрастности. Право на проведение оценки соответствия государственному стандарту предоставлено лишь аккредитованным агентствам.
Процедура включает несколько этапов:
1) Направление заявки
Руководство строительной организации передает выбранному эксперту документы. К обращению необходимо приложить анкету с подробным описанием фирмы. Заявитель должен указать в заявке направление своей деятельности, представить доказательства фактического выполнения работ.
2) Контроль достоверности
В обязанности рейтингового агентства входит детальная проверка поступивших сведений. Эксперты вправе делать дополнительные запросы, анализировать данные, содержащиеся в государственных реестрах. При необходимости специалисты выезжают к месту расположения компании, осматривают оборудование, технику, проводят опрос наемных сотрудников.
3) Расчеты
Государственный стандарт содержит сразу несколько методик оценки деловой репутации и опыта. Выбор модели остается за экспертами. Формулу, по которой будет производиться анализ, указывают в соглашении. Стороны вправе внести коррективы, если это позволит повысить точность и объективность результата.
4) Заключение и сертификат
По итогам работы специалисты составляют мотивированное мнение с указанием полученных данных. Оформляют выводы в виде официального заключения, удостоверенного печатью рейтингового агентства. Если результат оказался положительным, заявителю выдают сертификат соответствия требованиям ГОСТ Р 56002-2014.
Какие алгоритмы оценки существуют?
Стандартом детально описаны экономическая и факторная модели. В первом случае эксперты руководствуются стоимостными показателями. Деловая репутация признается равной разнице между рыночной ценой предприятия и суммой всех его активов. Итог иногда называют величиной Гудвилла. Показатель может иметь не только положительное, но и отрицательное значение.
Оценка по факторной модели значительно сложнее. Специалисты используют систему индексов, анализируя наиболее значимые показатели и результаты деятельности. Значение приобретают:
- продолжительность работы компании на рынке;
- объемы выполненных заказов;
- обеспеченность фирмы ресурсами, в том числе техническими, информационными, трудовыми;
- восприятие бренда клиентами, обществом;
- полнота и достоверность информации, представленной заказчиком.
В ходе расчетов разрешено применять целый ряд повышающих и понижающих коэффициентов. Гибкая, но прозрачная система позволяет точно определить уровень доверия к организации. Сертификат отражает фактическое положение дел, а заключение дает возможность поработать с недостатками и улучшить позиции.
