Переход к электронному документообороту стал переломным моментом в построении взаимоотношений между государственными заказчиками и участниками закупок. Система избавилась от коррупционности, была снята большая часть бюрократических барьеров. Доступ к выгодным контрактам получили все представители бизнеса. Единственной сложностью оказалось построение надежного механизма идентификации. Решение проблемы нашли в электронных цифровых подписях (кратко ЭЦП).
Краткая юридическая характеристика
Ответственность за изготовление и выдачу сертификатов ключей проверки ЭЦП возложена на аккредитованные центры. В нормативных актах их называют также удостоверяющими организациями.
1) Регулирование
Правовым базисом системы являются:
- статья 160 ГК РФ;
- закон 63-ФЗ от 6 апреля 2011 года;
- статья 5 закона 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года;
- закон 149-ФЗ от 27 июля 2007 года;
- постановление Правительства России № 33 от 25 января 2013 года;
- постановление Правительства РФ № 313 от 16 апреля 2012 года.
Большое значение имеют письма, руководства и разъяснения Минкомсвязи РФ. Именно это ведомство проводит аккредитацию центров и осуществляет контроль их деятельности.
2) Форма
В качестве удостоверяющей организации может выступать не только частное юридическое лицо. Пунктом 7 статьи 2 закона 63-ФЗ такое право предоставлено муниципалитетам, государственным службам, а также индивидуальным предпринимателям.
3) Функции
Основной задачей удостоверяющих центров является выдача сертификатов проверки ключей ЭЦП. В числе дополнительных полномочий закон называет:
- определение сроков действия оформляемых документов;
- аннулирование ранее выданных сертификатов;
- изготовление и предоставление клиенту средств ЭЦП (носителей криптографической информации);
- ведение реестра;
- оценка уникальности ключей.
Сотрудники центров вправе осуществлять иные действия, направленные на своевременное и качественное выполнение поставленных целей.
4) Обязанности
При выполнении возложенных функций организации должны неукоснительно соблюдать закон, информировать клиентов о правилах работы с ЭЦП, рисках и требованиях безопасности. Предоставление справок из реестра производят по запросу заинтересованных лиц. Плата за выдачу данных не взимается. При этом сотрудники обязаны обеспечивать надлежащий уровень конфиденциальности.
В какой удостоверяющий центр обратиться за сертификатом?
Критерии выбора удостоверяющей организации довольно многочисленны. Определяющими условиями являются:
- расположение офиса;
- наличие аккредитации;
- присутствие наименования центра в едином реестре Минкомсвязи РФ;
- получение лицензии ФСБ России на изготовление средств ЭЦП;
- обеспечение свободного доступа к реестру через официальный сайт;
- размещение на интернет-площадке полного текста публичной оферты;
- готовность сотрудников ответить на поставленные клиентом вопросы;
- гарантия материальной ответственности в сумме не менее 1,5 миллионов рублей;
- перечень косвенных услуг, например, установка программного обеспечения и профессиональное сопровождение.
Юристы обращают внимание, что срок аккредитации ограничен 5 годами. В отдельных случаях действие документов может быть сокращено. Центр вправе указать в заявлении меньший период деятельности, а потому клиенту следует обращать внимание на даты.
В заключение напомним о важности деловой репутации центра. Согласно действующему законодательству, каждые 3 года контролирующие органы проводят детальную проверку. Гарантировать своевременное и качественное обслуживание способны организации, успешно прошедшие процедуру.
