Правовым базисом государственной (муниципальной) закупочной деятельности является Бюджетный кодекс РФ. Согласно положениям статьи 72, заключение контрактов, направленных на удовлетворение нужд властных структур, осуществляется в строгом соответствии с планом-графиком. Если в документе отсутствует позиция, сделки признают недействительными, а оплата исполнителю не поступает.
Другим базовым нормативным актом является федеральный закон 44-ФЗ, принятый в апреле 2013 года. Его положения определяют структуру контрактной системы, порядок размещения заказов, правила поиска и выбора поставщиков. В продолжение закона ежегодно выносят постановления Правительства РФ, издают приказы Минэкономразвития и ФАС России.
Какие требования предъявляют к кандидатам?
Точное определение участника закупки приведено в части 4 статьи 3 закона 44-ФЗ. Парламентарии признали таковым любое юридическое или физическое лицо, отвечающее следующим требованиям:
- правовая самостоятельность (заявки филиалов или представительств недействительны);
- отсутствие признаков оффшорной организации;
- регистрация на территории РФ в соответствии с действующим законодательством.
Заказчик располагает возможностью устанавливать требования к потенциальному исполнителю контракта. Условия должны оставаться едиными для всех конкурирующих субъектов.
Принцип справедливой состязательности действует вне зависимости от характера заказа.
Перечень критериев и порядок их утверждения определен статьей 31 Закона. В числе обязательных условий названы:
- соответствие профессиональному стандарту, либо нормативам, утвержденным для производителя работ, поставщика товара;
- отсутствие решений о ликвидации, заявлений о банкротстве, извещений о введении конкурсного производства;
- недопущение административной приостановки деятельности (в качестве санкций за нарушения);
- обладание исключительными правами, если таковое вытекает из характера заказа;
- отсутствие конфликта интересов.
Препятствием служит неисполнение обязательств перед бюджетом. Недоимка по налогам, например, является основанием для отказа в рассмотрении заявки. Не допустят к участию в закупочной деятельности лиц, имеющих непогашенную судимость. В отдельных случаях причиной отклонения кандидатуры служит внесение в реестр недобросовестных поставщиков.
Помимо общих, могут быть предъявлены дополнительные требования. Руководствуясь стандартами, заказчик вправе настаивать на подтверждении наличия у претендентов:
- финансовых или материальных ресурсов, необходимых для полного и своевременного выполнения контракта;
- опыта, квалификации специалистов;
- рабочей силы.
Дополнительные критерии должны иметь четкое обоснование. Закон запрещает использовать механизм в целях возведения бюрократических барьеров.
Как проводят проверку участника государственной (муниципальной) закупки?
Обязанность оценки соответствия участников закупочной деятельности закон 44-ФЗ возлагает на руководство электронных площадок и заказчиков. Пренебрежение требованием влечет административную, гражданско-правовую, дисциплинарную, либо уголовную ответственность.
1) Правила оценки при аккредитации
Необходимость проведения проверки установлена частью 8.1 статьи 31 Закона. Оператор обеспечивает всесторонний анализ в момент регистрации, для чего запрашивает выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
Если в ходе контрольных мероприятий будет установлена принадлежность лица к категории оффшорных компаний, в допуске к подаче заявок отказывают.
2) Проверка заказчиком
Оценку организуют комиссионно с учетом правил статьи 39 Закона. Коллегиальный орган создают распорядительным документом до начала закупок. Руководство возлагают на председателя.
Общее число членов определяют по типу органа. Традиционно назначают не менее 5 человек. Если выбор исполнителя по контракту осуществляют через запрос котировок, достаточно 3 специалистов.
Анализ включает получение сведений о соответствии обязательным критериям. При размещении заказа на электронной площадке проверка принадлежности кандидата к числу оффшорных компаний является правом, а не обязанностью.
В завершение напомним, что заказчик получил возможность переложить функцию оценки и отбора поставщика на специализированную организацию. В этом случае проверку проводят независимые эксперты.
