Современная контрактная система России выстроена на базе положений Бюджетного кодекса РФ, законов 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года и 223-ФЗ от 18 июля 2011 года. После многочисленных преобразований и дополнений закупочная деятельность превратилась в четкий механизм. Доступ к государственным заказам открыли всем представителям бизнеса, включая малое предпринимательство.
Два направления – один принцип
Правила заключения контрактов на выполнение работ и поставку товаров неодинаковы. Порядок выбора делового партнера напрямую зависит от правового статуса заказчика. На законодательном уровне выделено сразу две сферы:
1) Закупки для государственных нужд
Регулируется процедура положениями закона 44-ФЗ. В роли заказчиков здесь выступают публичные структуры:
- муниципалитеты;
- региональные органы;
- федеральные службы.
Нормативным актом к числу государственных заказчиков отнесены «Росатом» и «Роскосмос».
2) Закупки юридических лиц
Юридическим базисом является закон 223-ФЗ от 18 июля 2011 года. Отличиями процедуры стали упрощенный порядок публикации заказов и иной статус заказчиков. Руководствуются документом:
- корпорации с долей участия государства или муниципалитета 50 и более процентов;
- унитарные предприятия;
- компании естественных монополий;
- автономные муниципальные организации.
Полный перечень субъектов приведен в статье 1 Закона. При открытии тендера должностные лица обязаны следовать утвержденному руководителем положению. Локальный акт публикуют в открытом доступе.
Несмотря на ряд отличий, процедуры схожи. Оба правовых механизма построены на принципах добросовестной конкуренции. Предписания направлены на исключение мошеннических или коррупционных схем. Представители среднего и малого бизнеса могут получить заказ как в той, так и в другой сфере.
Способы организации закупок
Парламентарии разработали несколько методов оценки потенциальных поставщиков. Выбор участника осуществляют в четырех формах.
1) Организация конкурса
Условия тендера могут быть разными. Статья 24 закона 44-ФЗ предусматривает следующие варианты отбора:
- закрытый;
- открытый;
- двухэтапный;
- открытый с ограниченным участием;
- закрытый с ограниченным участием.
Установление барьеров для подачи заявок возможно при наличии исчерпывающего обоснования. Цель заказчика – добиться наиболее выгодных условий исполнения договора.
2) Проведение аукциона
Право на заключение контракта достается участнику, предложившему минимальную цену. Отбор проводят:
- в электронной форме;
- в закрытом формате.
Нередко победителя определяют без участия людей. Решение принимают на основании данных автоматизированной системы.
3) Запрос котировок
Информацию о требуемых товарах или услугах размещают в ЕИС. Определение победителя сводится к выбору наименьшей стоимости. Условиями использования метода являются:
- начальная цена договора не более 500 000 в валюте РФ;
- годовой объем закупки не более 10%.
Общий размер расходов, осуществляемых с применением метода котировок, не должен превышать 100 миллионов рублей в год.
4) Запрос предложений
Суть способа заключается в публикации сведений о закупке в ЕИС. Предприниматели и компании направляют комиссии свои предложения. Выигрывает участник, озвучивший оптимальный вариант. Применение способа жестко ограничено во избежание злоупотреблений.
Что нужно знать участнику закупки?
Стать полноправным игроком на рынке государственных и муниципальных контрактов может любой коммерсант. Побороться за выгодный заказ вправе организации и частные бизнесмены.
Особую поддержку получают субъекты малого предпринимательства. На федеральном уровне установлены специальные квоты. Так, доля закупок у представителей этого сегмента не может быть ниже:
- тендеры по 44-ФЗ – 15%;
- заказы по 223-ФЗ – 18%.
Направить заявку вправе лица, отвечающие требованиям закона 209-ФЗ от 24 июля 2007 года.
Как избежать неприятностей?
Успех работы на этом рынке напрямую связан с умением предпринимателя объективно оценивать свои возможности. Представители ФАС РФ неоднократно озвучивали рекомендуемый алгоритм действий:
- критический анализ финансовых возможностей бизнеса;
- подготовка ресурсов для качественного и своевременного исполнения заказа;
- привлечение к сотрудничеству квалифицированного специалиста по закупочной деятельности;
- построение производства с учетом отсроченного платежа по договору (аванс перечисляют крайне редко);
- детальное изучение тендерной документации и требований законодательства.
Одним из условий успешной работы является грамотная организация денежных потоков. Весь объем издержек можно разбить на три составляющие:
- обеспечение заявки – 5% от суммы контракта;
- гарантия исполнения – от 5 до 30 % цены сделки;
- расходы на оформление документов.
Возврат внесенных сумм осуществляют по правилам, предусмотренным закупкой. Информация публикуется в день размещения тендера.
Таким образом, включиться в борьбу за государственный или муниципальный заказ вправе любой предприниматель страны. Условиями достижения успеха является ответственное отношение к выполнению обязательств, внимательное изучение документации и неукоснительное следование правилам. Характерной чертой системы стал формализм. Побеждает в тендерной гонке лишь тот, кто готов выполнить самые строгие требования.
