Современная контрактная система России выстроена на базе положений Бюджетного кодекса РФ, законов 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года и 223-ФЗ от 18 июля 2011 года. После многочисленных преобразований и дополнений закупочная деятельность превратилась в четкий механизм. Доступ к государственным заказам открыли всем представителям бизнеса, включая малое предпринимательство.

Два направления – один принцип

Правила заключения контрактов на выполнение работ и поставку товаров неодинаковы. Порядок выбора делового партнера напрямую зависит от правового статуса заказчика. На законодательном уровне выделено сразу две сферы:

1) Закупки для государственных нужд

Регулируется процедура положениями закона 44-ФЗ. В роли заказчиков здесь выступают публичные структуры:

  • муниципалитеты;
  • региональные органы;
  • федеральные службы.

Нормативным актом к числу государственных заказчиков отнесены «Росатом» и «Роскосмос».

2) Закупки юридических лиц

Юридическим базисом является закон 223-ФЗ от 18 июля 2011 года. Отличиями процедуры стали упрощенный порядок публикации заказов и иной статус заказчиков. Руководствуются документом:

  • корпорации с долей участия государства или муниципалитета 50 и более процентов;
  • унитарные предприятия;
  • компании естественных монополий;
  • автономные муниципальные организации.

Полный перечень субъектов приведен в статье 1 Закона. При открытии тендера должностные лица обязаны следовать утвержденному руководителем положению. Локальный акт публикуют в открытом доступе.

Несмотря на ряд отличий, процедуры схожи. Оба правовых механизма построены на принципах добросовестной конкуренции. Предписания направлены на исключение мошеннических или коррупционных схем. Представители среднего и малого бизнеса могут получить заказ как в той, так и в другой сфере.

Способы организации закупок

Парламентарии разработали несколько методов оценки потенциальных поставщиков. Выбор участника осуществляют в четырех формах.

1) Организация конкурса

Условия тендера могут быть разными. Статья 24 закона 44-ФЗ предусматривает следующие варианты отбора:

  • закрытый;
  • открытый;
  • двухэтапный;
  • открытый с ограниченным участием;
  • закрытый с ограниченным участием.

Установление барьеров для подачи заявок возможно при наличии исчерпывающего обоснования. Цель заказчика – добиться наиболее выгодных условий исполнения договора.

2) Проведение аукциона

Право на заключение контракта достается участнику, предложившему минимальную цену. Отбор проводят:

  • в электронной форме;
  • в закрытом формате.

Нередко победителя определяют без участия людей. Решение принимают на основании данных автоматизированной системы.

3) Запрос котировок

Информацию о требуемых товарах или услугах размещают в ЕИС. Определение победителя сводится к выбору наименьшей стоимости. Условиями использования метода являются:

  • начальная цена договора не более 500 000 в валюте РФ;
  • годовой объем закупки не более 10%.

Общий размер расходов, осуществляемых с применением метода котировок, не должен превышать 100 миллионов рублей в год.

4) Запрос предложений

Суть способа заключается в публикации сведений о закупке в ЕИС. Предприниматели и компании направляют комиссии свои предложения. Выигрывает участник, озвучивший оптимальный вариант. Применение способа жестко ограничено во избежание злоупотреблений.

Что нужно знать участнику закупки?

Стать полноправным игроком на рынке государственных и муниципальных контрактов может любой коммерсант. Побороться за выгодный заказ вправе организации и частные бизнесмены.

Особую поддержку получают субъекты малого предпринимательства. На федеральном уровне установлены специальные квоты. Так, доля закупок у представителей этого сегмента не может быть ниже:

  • тендеры по 44-ФЗ – 15%;
  • заказы по 223-ФЗ – 18%.

Направить заявку вправе лица, отвечающие требованиям закона 209-ФЗ от 24 июля 2007 года.

Как избежать неприятностей?

Успех работы на этом рынке напрямую связан с умением предпринимателя объективно оценивать свои возможности. Представители ФАС РФ неоднократно озвучивали рекомендуемый алгоритм действий:

  • критический анализ финансовых возможностей бизнеса;
  • подготовка ресурсов для качественного и своевременного исполнения заказа;
  • привлечение к сотрудничеству квалифицированного специалиста по закупочной деятельности;
  • построение производства с учетом отсроченного платежа по договору (аванс перечисляют крайне редко);
  • детальное изучение тендерной документации и требований законодательства.

Одним из условий успешной работы является грамотная организация денежных потоков. Весь объем издержек можно разбить на три составляющие:

  • обеспечение заявки – 5% от суммы контракта;
  • гарантия исполнения – от 5 до 30 % цены сделки;
  • расходы на оформление документов.

Возврат внесенных сумм осуществляют по правилам, предусмотренным закупкой. Информация публикуется в день размещения тендера.

Таким образом, включиться в борьбу за государственный или муниципальный заказ вправе любой предприниматель страны. Условиями достижения успеха является ответственное отношение к выполнению обязательств, внимательное изучение документации и неукоснительное следование правилам. Характерной чертой системы стал формализм. Побеждает в тендерной гонке лишь тот, кто готов выполнить самые строгие требования.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация
{jcomments}

Программа-помощник для заказчиков