Согласно с 223-ФЗ, самым надежным методом обеспечить выполнение госконтракта, считается применение банковских гарантий. Являясь своего рода обязательством, а не системой взаиморасчетов между клиентом и финансовым учреждением, гарантии выступают в качестве инструмента. Его работа основана на том, что при неисполнении обязательств оговоренных контрактом, банк является гарантом, отвечающим за финансовую часть договора.
Отличия банковских гарантий по 222-ФЗ и 44-ФЗ?
ФЗ №223 наиболее лоялен к участникам, занимающимся госзакупками. В нем установлен общий порядок для проведения деятельности по закупкам. В то же время ФЗ №44 ужесточает процедуру проведения госзакупок, установив определенные требования для всех участников контракта, как заказчику, так и поставщику услуг и продукции. Банки, также не являются исключением, в ФЗ №44 оговорены правила и для них.
Рассмотрим 3 самых основных отличия этих двух законопроектов при получении банковских гарантий:
Первое отличие
Согласно с ФЗ №44 все банковские гарантии должны быть внесены в единый реестр, сокращенно ЕРБГ. Это главное требование к выполнению, так как банковские гарантии, не внесенные в единую систему информации, не будут приняты заказчиком как гарантии обеспечивающие выполнение контракта. По введению банковских гарантий в ЕРБГ, возложены обязательства на Федеральное Казначейство Российской Федерации. Правила работы, основанные на с 223-ФЗ, не возлагают на участников госзакупок, обязательное внесение в реестр, банковских гарантий.
Второе отличие
Согласно ФЗ №44, не каждый банк, может выдавать гарантию. Для ее получения, необходимо обратится в финансовое учреждение, входящее в определенный перечень банков, которые соответствуют законодательным нормативам, и уполномочены регулировать сферу финансовых отношений, по данным контрактам госзакупок.
К таким банкам, выдвинуты конкретные требования:
- капитал банка должен быть не менее 1 млрд. рублей;
- должна быть лицензия на проведение подобной деятельности;
- опыт в подобной сфере деятельности, должен составлять как минимум 5 лет.
Всем банкам имеющим разрешение на выдачу банковских гарантий, присуждается код идентификации, эта процедура проходит в соответствии приказа №127 Министерства Финансов РФ от 18.12.2013г.
Третье отличие
Ссылаясь на статью 223-ФЗ банк, занимающийся выдачей банковских гарантий, не обязательно должен вноситься, в общий реестр банков Министерства финансов России. Но, не смотря на это, те же заказчики, требования к банкам выдвигают довольно жесткие. Банк, выдавший гарантию, должен находиться, минимум в топ-50 лучших банков, а то и в топ -10 по списку Минфина.
Если стоимость контракта, превышает 50 000 000 рублей, согласно статье 44-ФЗ, заказчику, просто необходимо потребовать от банка, обеспечения его примерно на 10-30%, от предоставленной максимальной стоимости. Если применяется статья 223-ФЗ, не требуется обоснование цены контракта, нет нужды в принципе ее устанавливать.
Банковские гарантии по 223-ФЗ и их разновидности
На основании ФЗ №223, существует три вида банковских гарантий:
- Банковская гарантия, выдается поставщику, который изъявил желание, принять участие в конкурсе или аукционе. Она обеспечивает заявку участника.
- Банковская гарантия на возвращения аванса.
- Банковская гарантия, обеспечивает выполнение контракта по госзакупкам.
Требования 223-ФЗ к банковским гарантиям
Какие же требования, согласно ФЗ №223, выдвинуты к банковским гарантиям? Как бы ни был лоялен закон, для получения банковских гарантий, все же существует ряд установленных правил. Согласно им, банковские гарантии:
- являются безотзывными;
- имеют определенный срок действительности (этот пункт обязателен);
- на протяжении трех дней, после получения гарантии, заказчик обязан либо подтвердить, либо отклонить ее;
- вся информация о сумме выплаты, при невыполнении поставщиком, своих обязательств, должна быть иметь конкретику;
- в ней должны быть оговорены обязательства каждой из сторон, участвующих в осуществлении действий, на которые предоставлена банковская гарантия.
Обоснования для получения гарантий
Многие заказчики, выставляют требования к поставщикам о наличии банковских гарантий в соответствии с 223-ФЗ, как одно из главных условий для участия в тендерах, по госзакупкам. В случае если такие требования не выставлены, все же целесообразным и оправданным действием будет получение банковских гарантий.
Это обусловлено следующими факторами:
- предоставление гарантий, обходится значительно дешевле, чем оформление кредита на коммерческой основе.При этом она не помешает, если понадобится взять кредит (оформить 2 кредита, намного сложнее, чем получить банковскую гарантию и получить одновременно кредит);
- банком может быть предоставлена отсрочка платежа, при этом удорожания банковской гарантии не произойдет;
- имея банковские гарантии, можно пользоваться такой услугой как авансовые платежи;
- наличие гарантий уменьшает риски по заключенным сделкам до минимального уровня.
Стоимость и размеры гарантий
Размеры банковских гарантий, для участников госзакупок, определяются исключительно в индивидуальном порядке, их расчет исходит из итоговой суммы контракта. Естественно, что банки при определении размера банковской гарантии, принимают самостоятельное решение, но в соответствии закона, верхний предел считается в рамках 10% от общего показателя банковского капитала. Основными факторами,влияющими на стоимость гарантий, могут быть сроки, на которые она предоставлена, наличие, а также отсутствие, необходимого для нее обеспечения. Для снижения ее стоимости, можно оформить счет в банке, где выдается банковская гарантия или же в виде залога предоставить имущество, принадлежащее компании. Залогом могут послужить векселя и депозиты.
Как происходит расчет стоимости, рассмотрим на примере?
Для того чтобы вы могли самостоятельно на вашем примере расчитать стоимость банковской гарантии мы разработали удобный он-лайн калькулятор.
Достаточно указать сумму и срок, после чего вы получите на экране стоимость банковской гарантии в 11 разных банках.
Инструмент позволяет выбрать самое выгодное предложение и моментально подать заявку в банк.
