Казалось бы сто десять статей Закона о контрактной системе и более пятидесяти нормативных актов, уточняющих и дополняющих процесс государственных закупок, предусматривают все возможные варианты приобретения товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Но нет. Настолько разнообразно наше государство и настолько широки его потребности, что всего вышеперечисленного мало и законодатели в 2017 году дополняют Закон ещё пятью статьями. Что именно есть в этих статьях и чем особенны эти закупки сейчас и разберёмся.

ЗАКУПКИ ПО РЕШЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Высший исполнительный орган власти нашей страны вправе определять особенности осуществления какой-либо конкретной закупки. В полномочия Правительства РФ в этом случае входит и установление способа определения поставщика, если указанных в Законе о контрактной системе не достаточно.

Такие полномочия закрепляются за Правительством для создания в нашей стране дополнительных преимуществ при установлении дополнительных условий контракта, не связанных напрямую с его предметом.

Наиболее ярким примером таких закупок является медицина. У работников области здравоохранения и так "всё сложно" с государственными закупками - порой нельзя прописывать те или иные критерии к лекарствам или медицинскому оборудованию напрямую, обходя все подводные камни законодательства лазейкой "одна белая таблетка с одной полоской". Но разработчики законов не дают им расслабиться, дополняя законодательство новыми нормами и требованиями. Так, например, Постановлением Правительства РФ №967 установлены особенности закупок медицинских изделий одноразового применения из ПВХ пластиков, происходящих из иностранных государств.

Или другой, не менее яркий, пример в области закупок в соответствии с требованиями статьи 111 Закона о контрактной системе - приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В таких закупках дополнительные требования заказчик будет выдвигать к участнику в соответствии с нормами Гражданского кодекса в отношении недвижимого имущества. Например, многие заказчики устанавливают требование о том, чтобы участник закупки являлся собственником жилого помещения и никак иначе.

ЗАКУПКИ НА ТЕРРИТОРИИ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ

Понятно, что все наши дипломатические представительства и миссии, расположенные за пределами Российской Федерации, также нуждаются в поставке товаров, оказании услуг и выполнении работ, как и государственные учреждения на территории нашей страны. Им также требуется водоснабжение, поставка электрической энергии, обслуживание коммунальных систем и поставка топлива для автомобилей, как и нам здесь. И разумеется, все эти блага не поставляются им напрямую из Москвы, а приходится всё закупать на той территории, где заказчик расположен.

Для таких заказчиков законодательно предусмотрен особый вид планирования и осуществления закупок. Вот например некоторые из послаблений:

  • не указывать ИКЗ при закупках;
  • не устанавливать требования по ограничению или преимуществам для участников;
  • не применять основные положения по составлению контракта;
  • не привлекать экспертов для приёмки товаров, работ, услуг;
  • не размещать свои закупки в Единой информационной системе.

И, для сравнения, некоторые позиции из "возможностей" заказчика при осуществлении закупок на территории иностранного государства:

  • планирование закупок в долларах США;
  • не применяются положения Закона о контрактной системе по применению национального режима в государственных закупках;
  • при несостоявшемся запросе котировок не нужно продлевать срок подачи заявок, а можно сразу заключить контракт с единственным поставщиком;
  • если деловым оборотом страны не предусмотрены письменные контракты, то заключать контракты не обязательно в письменной форме. Интересно посмотреть как тогда заключаются контракты, ну не кровью же руководителей скрепляется устная договоренность, в самом деле.

ЗАКУПКИ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ КРЕДИТА

Как правило, такие кредиты берут администрации муниципалитетов и субъектов для погашения своих задолженностей. Цена контракта в этом случае рассчитывается как годовой размер процентов с умножением на срок пользования этим кредитом. Обеспечение исполнения контракта в таких закупках не применяется и эти закупки не учитываются при расчёте совокупного годового объёма закупок.

Особенность контрактов по предоставлению кредитов проявляется на стадии их исполнения. Данная норма была введена в Закон о контрактной системе в 2015 году. Заключается она в том, что требование по возмещению кредита заказчиком может быть передано исполнителем в залог Центральному банку РФ. Если иное не оговорено контрактом, разумеется.

ЗАКУПКИ В СООТВЕТСТВИИ С ИНВЕСТИЦИОННЫМИ КОНТРАКТАМИ

Данная норма была введена в Закон о контрактной системе в 2016 году. предусматривает она два вида инвестиционных контрактов:

  1. Специальный инвестиционный контракт - статья 111.3 ФЗ №44-ФЗ.
  2. Контракт, предусматривающий встречные обязательства - статья 111.4 ФЗ №44-ФЗ.

При первом виде контракта Правительство РФ определяется перечень поставщиков, которые занимаются производством, модернизацией или освоением необходимого товара на территории РФ. Важно, чтобы возможность заключения такого контракта была регламентирована Федеральным законом №488-ФЗ.

Закупка должна пройти предварительное общественное обсуждение в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли РФ. Далее следует получение заключения межведомственной комиссии. При положительном заключении комиссии заявителю направляется копия этого заключения и проект контракта. После инвестор подписывает контракт и все стороны довольны либо инвестор может не подписывать контракт, что не повлечет за собой негативных последствий для него.

Второй вид контракта предусматривает встречные обязательства инвестора по созданию, модернизации и (или) освоению товара на территории определённого субъекта.

Также законодатели предусматривают возможность заключения заказчиками контрактом с поставщиками-инвесторами в рамках пункта 48 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе - как с единственным поставщиком.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА:

  • Федеральный закон от 31.12.2014 №488-ФЗ;
  • Постановление Правительства РФ от 13.01.2014 №19;
  • Постановление Правительства РФ от 16.07.2015 №708;
  • Постановление Правительства РФ от 27.02.2017 №231;
  • Постановление Правительства РФ от 14.08.2017 №967;
  • Постановление Правительства РФ от 05.05.2018 №556.

Удачных вам закупок, коллеги!

В следующей статье нашего цикла «44-ФЗ простыми словами» мы поведём итоги рубрики и закончим рассмотрение Закона о контрактной системе.


 

Дата публикации: 25.03.2019

Автор статьи: Мария Петухова

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.


 

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация