В цикле статей "44-ФЗ простыми словами" мы уже частично касались закупок для нужд государственного оборонного заказа (ГОЗ) при рассмотрении статей 84-92 Закона о контрактной системе. В этой статье цикла мы рассмотрим особенности закупок для нужд обороны страны.

Все этапы подготовки закупок для нужд ГОЗ проходят под строгим государственным контролем и надзором. При разработке военной доктрины, планов по развитию вооруженных сил нашей страны формируется гособоронзаказ. Правительством Российской Федерации утверждается ГОЗ и определяются государственные заказчики, обязанные осуществлять такие закупки. В соответствии с утверждёнными Планами закупок в Единой информационной системе государственные заказчики размещают закупки по ГОЗ. По итогам проведённых процедур заключаются контракты на поставки товаров, выполнение работ или оказание услуг по ГОЗ.

Контракты исполняются в рамках действующего законодательства и все довольны. Контролирующие органы проверяют порядок формирования НМЦК при таких закупках, а также планирование, заключение и исполнение контрактов. Радужная картина, не правда ли?! На самом деле подводных камней и всяческих нюансов при закупках для нужд ГОЗ огромное количество. Основными нормативными актами, регулирующими закупки для ГОЗ, являются два федеральных закона, три постановления Правительства. Один этот факт стоит особого внимания при подготовке закупок по ГОЗ и заключению/исполнению таких контрактов.

Отдельно стоит отметить, что при закупках ГОЗ существует строгое ограничение для поставщиков. Те участники закупок, которые доминируют на рынке закупок для нужд ГОЗ не имеют права отказаться от заключения государственных контрактов на поставку материальных ценностей в государственный материальный резерв. Это существенное условие закупок гособоронзаказа, потому как они должны удовлетворять не только текущие нужды и потребности оборонных предприятий, но и создавать надежную базу и тыл на случай непредвиденных обстоятельств в масштабах целой страны.

ОСОБЕННОСТИ ЗАКУПОК ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ АРХИТЕКТУРЫ И ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Всё больше внимания сейчас уделяется инфраструктуре, созданию благоприятной среды для граждан. Если раньше многие только кивали "Вон на Западе чё! А у нас такого никогда не будет", то сейчас в наших городах появляются благоустроенные детские площадки, парки отдыха и культуры, объекты массового пребывания граждан. И, как бы не казалось это парадоксальным, в основе таких преобразований тоже лежит государственный заказ. Заказчиком в таких закупках выступают федеральные органы власти, областные/краевые администрации, муниципальные образования.

Статья 110.1 Закона о контрактной системе относительно новая для действующего законодательства о закупках и была введена только в 2016 году. Согласно этой норме контракты на создание произведений архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства, разработка проектной документации на их основе предусматривают переход авторских прав на результаты этих работ к заказчику. Государственный заказчик в свою очередь имеет право на многократное использование проектной документации.

Мнение по поводу этой новеллы в экспертных кругах разнятся. Но большинство участников обсуждений сходятся во мнении, что такая норма Закона о контрактной системе противоречит другим нормативным правовым актам и идёт во вред для авторов проектов.

КОНТРАКТЫ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ И ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ РАБОТ, СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕКОНСТРУКЦИЮ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Данная норма в Закон о контрактной системе также была введена только в 2016 году. В части авторских прав она перекликается в уже рассмотренными контрактами, предметом которых являются создание произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства.

Результатом выполненных работ по контракту могут признаваться проектная документация; документ, содержащий результаты инженерных изысканий; построенный или реконструированный объект капстроительства. Виды и объёмы работ по строительству и реконструкции объектов капстроительства установлены Правительством РФ от 15.02.2017 №570. Оплата выполненных работ должна проводится поэтапно исходя из объёма работ и цены контракта.

В отдельных случаях, после приёмки работ по заключенному контракту, заказчику требуется получение заключения органа государственного строительного надзора о соответствии результата работ требованиям технических регламентов, энергетической эффективности, а также заключение федерального государственного экологического надзора. После получения такого заключения может потребоваться ещё и получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Градостроительный кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 №275-ФЗ;
  • Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 №1255;
  • Постановление Правительства от 25.12.2014 №1482;
  • Постановление Правительства РФ от 28.04.2015 №407;
  • Постановление Правительства РФ от 15.05.2017 №570;
  • Распоряжение Правительства РФ от 14.06.2013 №976-р.

Удачных вам закупок, коллеги!

В следующей статье нашего цикла «44-ФЗ простыми словами» мы рассмотрим особенности закупок в соответствии с решением Правительства Российской Федерации.


 

Дата публикации: 25.03.2019

Автор статьи: Мария Петухова

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.


 

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация