Биржа услуг в сфере госзаказа

Государственный заказ сейчас как никогда открыт к потенциальным участникам закупок. Да-да, я уже слышу голоса протестующих - заточенные закупки под одного участника, невозможные условия выполнения контрактов, грабительские проценты на обеспечение заявок/контрактов для участия в закупке. Но. Стоит обратить свой взор в прошлое и мы сразу уже увидим очевидный прогресс в прозрачности закупок. Но, соглашусь, законодателям ещё есть над чем работать.

Участие в определении Поставщиков в закупке базируется на трёх базовых правилах: не убей, не укради, не воруй. Это, конечно же, тоже важно, но мы не об этом.

  1. Ограничения на участие в закупке могут устанавливаться только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе;
  2. Если ограничение участия установлено, оно должно быть обосновано в документации об осуществлении закупки;
  3. Участники закупки могут непосредственно сами участвовать в закупках либо представители этих участников по доверенности. Безусловно, доверенность должна быть оформлена по всем правилам в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Закон о контрактной системе обязывает Заказчиков устанавливать преимущества для некоторых категорий участников закупок. К ним относятся:

  • учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы;
  • организации инвалидов;
  • субъекты малого предпринимательства;
  • социально ориентированные некоммерческие организации.

Рассмотрим каждую из указанных категорий подробно.

Повторим ещё раз - все предоставляемые Заказчиком преимущества должны быть прописаны в документации о закупке. Вроде бы очевидно. Но не всегда так бывает.

Учреждения и предприятия УИС

Если закупка осуществляется конкурентным способом (запрос котировок, конкурс, аукцион) и закупаемые ТРУ входят в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства, то Заказчик обязан установить преимущество для учреждений УИС. Преимущество устанавливается в отношении цены контракта и составляет до 15-ти процентов, но не больше НМЦК. Именно такой размер установлен в Законе. Но разъясняющие Письма Минэкономразвития рекомендуют устанавливать преимущество ровно в 15-ть процентов. Как быть в этой ситуации каждый Заказчик решает сам.

Также стоит обратить внимание читателей, что товар из Перечня необходимо выбирать по названию, а не по коду ОКПД2. Это связано с внесением изменений в справочник ОКПД2 и, опять таки, рекомендациями Минэкономразвития.

Пример: электронный аукцион на приобретение деревянных тумб. Начальная (максимальная) цена контракта 100 000,00 руб. Поступило две заявки: Участник 1 с предложением 90 000,00 руб., Участник 2 - учреждение УИС - с предложением 89 000,00 руб. Победителем признается Участник 2. С учетом преимущества цена контракта может составить 102 350,00 руб. (89 000,00 руб. + 15%) Но это больше НМЦК. Поэтому контракт будет заключен на сумму 100 000,00 руб.

Организации инвалидов

Закупаемые ТРУ должны входить в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ. Преимущества организациям инвалидов в закупках предоставляется:

  • общероссийским общественным организациям инвалидов, членами или их представителями которых являются не менее 80 % от общего состава участников;
  • организациям, уставный капитал которых состоит из вкладов организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее 50-ти %, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее 25-ти %.

Согласно норм Закона о контрактной системе, преимущество при закупке устанавливается в размере до 15-ти процентов. И также по аналогии с закупками у учреждений УИС, по рекомендациям Минэкономразвития, лучше это преимущество установить в размере 15-ть процентов. Пример расчета суммы контракта также по аналогии можно взять выше - с закупок у учреждений УИС.

Субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации

Все Заказчики обязаны проводить закупки для СМП и СОНО. Перечня по типам процедур и видам закупаемых ТРУ нет, есть ограничение для Заказчика по объему этих закупок:

  1. Не менее 15-ти процентов от СГОЗ.
  2. НМЦК не должна превышать двадцать миллионов рублей.

Все закупки для СМП и СОНО за год должны быть отображены Заказчиком в Отчёте и опубликованы в ЕИС не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Как правильно подготовить Отчёт мы уже рассматривали ранее, материал можно посмотреть по ссылке.

Для допуска к участию в закупке потенциальному Поставщику/Подрядчику/Исполнителю достаточно декларирования того что он относится к категории СМП или СОНО. Теперь при электронных закупках это автоматическое согласие на ЭТП (галочка в нужной графе).

Какие же послабления есть для этой категории участников? Размер обеспечения заявки при закупках для СМП и СОНО не может превышать 2х процентов от НМЦК. Также штрафы по Постановлению Правительства №1042 будут ниже для СМП и СОНО.

Удачных вам закупок, коллеги!

НОРМАТИВНАЯ БАЗА:

  • Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 №649
  • Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №341
  • Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 №1466
  • Постановление Правительства от 17.03.2015 №238
  • Письмо Минфина России от 06.11.2018 №24-0608/79659
  • Письмо Минэкономразвития России от 15.10.2014 №Д28и-2197
  • Письмо Минэкономразвития России от 15.03.2017 №Д28и-1330

В следующей статье нашего цикла «44-ФЗ простыми словами» мы рассмотрим основные требования к участникам закупок (ст. 31).


 

Дата публикации: 22.11.2018

Автор статьи: Мария Петухова

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.


 

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация