Биржа услуг в сфере госзаказа

Ещё во времена Советского Союза многие вопросы управления, реализации стратегических решений по развитию предприятий решались в "Центре". Решения этого Центра исполнялись беспрекословно (довольно часто с перегибами на местах), в целом Центр боялись и уважали. И уже тогда многие закупки для нужд отдельных предприятий тоже проводились централизованно. Это и были предпосылки для статьи 26 в Законе о контрактной системе «Централизованные закупки».

Централизация закупок помогает сэкономить бюджетные средства и снизить нагрузку на Заказчиков любого уровня. Чаще всего на практике встречаются централизованные закупки продуктов питания для детских садов или лекарственных средств для больниц/поликлиник одного муниципального образования.

Централизованные закупки во многом схожи по технологии проведения с совместными закупками, которые мы рассматривали в предыдущей статье / материал можно посмотреть по ссылке. Но есть и свои отличия, безусловно. Разберемся во всём по порядку.

КТО ОРГАНИЗУЕТ ЦЕНТРАЛИЗОВАННУЮ ЗАКУПКУ?

Централизованную закупку проводит уполномоченный орган или специализированная организация, которая наделяется некоторыми полномочиями Заказчика. Эта организация может быть создана для проведения закупки или это может быть уже действующий государственный или муниципальный орган, который и возьмёт на себя полномочия по определению Поставщика для соответствующих Заказчиков.

Все Заказчики, участвующие в закупке, должны принадлежать к одному уровню финансирования – федеральный, региональный или муниципальный.

При проведении закупки Заказчики должны делегировать полномочия по определению поставщика уполномоченному органу/специализированной организации (УО/СО). Объем полномочий может различаться:

  1. УО/СО отвечает только за процедуру выбора Подрядчика/Поставщика/Исполнителя. При этом определение НМЦК, условий ГК, подписание ГК выполняют сами Заказчики – ч.1 ст. 26 Закона о контрактной системе;
  2. УО/СО выполняет полномочия по п.1, а также осуществляет планирование закупок, отвечает за заключение и исполнение контракта – ч.2-3 ст. 26 Закона о контрактной системе.

В каждом регионе нашей страны есть Департаменты или Агентства по проведению закупок. Они-то, по сути своей, и являются уполномоченным органом или специализированной организацией. Сотрудники этих организаций проводят централизованные закупки для государственных и муниципальных Заказчиков на территории, например, одного субъекта Российской Федерации. Чаще всего это уже упоминаемые нами закупки продуктов питания или лекарственных средств.

Или другой пример. Федеральные ведомства (министерства или управления) проводят закупки для своих подведомственных организаций на территории всей страны. Как правило, эти закупки имеют цену в несколько десятков миллионов и обеспечивают деятельность десятков и сотен подразделений от востока до запада и с севера до юга нашей Родины. Например, в федеральных структурах часто так закупается компьютерное оборудование и форменное обмундирование, моторное топливо и запасные части для технически сложных аппаратов.

КАК ПРОВОДИТСЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ ЗАКУПКА?

Кто бы ни проводил централизованные закупки именно в вашей организации, принцип и последовательность действий для участия в любой структуре примерно следующая.

Заказчик, желающий принять участие в централизованной закупке или (кого мы обманываем) Заказчик, обязанный принять участие в централизованной закупке должен сформировать заявку на участие в такой процедуре.

Заявка подготавливается на основании Плана закупок и содержит в себе обоснование НМЦК, проект контракта, техническое задание на выполнение работ /оказание услуг/поставку товара.

Далее УО/СО проводит анализ поступивших заявок и формирует документацию о проведении закупки. Проект документации направляется Заказчикам для согласования и подтверждения внесённой информации. После формируется Комиссия по проведению закупки.

Также, как и с обычной закупкой, извещение публикуется в ЕИС, а сама процедура закупки проходит на электронной торговой площадке (в свете последних изменений в Законе о контрактной системе уже нет смысла говорить о бумажных процедурах закупок, поэтому в пример приводится электронная процедура закупки).

Запросы на разъяснение положений документации, подача заявок, проведение торгов, подведение итогов - никакой из этих этапов не отличается по своей процедуре от обычной закупки. Порядок действий тот же, что и у рядового Заказчика, только все эти функции выполняет УО/СО.

ТАК ЛИ ХОРОША ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ КАК КАЖЕТСЯ?

Как и у любых процессов, централизованные закупки имеют ряд плюсов и минусов в своём проведении. Причем, минусов меньше, что, на первый взгляд, странно для специфики государственных закупок. С них и начнём.

К минусам централизованных закупок можно отнести следующие факторы:

  • за счёт количества закупаемых товаров, работ и услуг, а соответственно и количества Заказчиков, увеличивается срок подготовки документации о закупке и исполнения контракта. Особенно этот минус очевиден при освоении остатков лимитов денежных средств и проведении закупок в конце финансового года;
  • объединение однородных/схожих товаров, работ и услуг в одну закупку не всегда является плюсом для Заказчика, так как порой увеличение объема закупаемых ТРУ влечет снижение конкуренции между потенциальными участниками закупки.

Очевидными плюсами централизованных закупок служат следующие факторы:

  • высокая квалификация сотрудников, организующих централизованные закупки. Как правило, эти специалисты имеют самую высокую степень подготовки в области государственного заказа, постоянно обучаются, в курсе всех тонкостей Закона о контрактной системе, порой сами выступают преподавателями на курсах повышения квалификации государственных заказчиков. Так сказать «высшая каста» среди контрактных управляющих и работников закупочных комиссий.
  • за счёт бОльшего объема приобретаемых ТРУ цена контракта ниже, чем средняя на рынке. Опт дешевле розницы, это мы все прекрасно знаем. Но не стоит забывать, что этот плюс может обернуться и в минус, о котором мы писали выше.
  • облегчается работа контролирующих органов. Как бы это парадоксально не выглядело на первый взгляд, но очевидно ж, что одну крупную закупку проверить контролёрам легче, чем пять маленьких.

Удачных вам закупок, коллеги!

НОРМАТИВНАЯ БАЗА:

  • Гражданский кодекс РФ
  • Постановление Правительства РФ от 08.06.2018г. №658
  • Письмо Минэкономразвития России от 20.07.2016 №Д28и-1842
  • Письмо Минэкономразвития России от 27.04.2016 №Д28и-1089
  • Письмо Минэкономразвития России от 08.11.2013 №ОГ-Д28-15539

В следующей статье нашего цикла «44-ФЗ простыми словами» мы рассмотрим для каких категорий участников закупок Заказчики обязаны проводить торги (ст. 27-30).


 

Дата публикации: 22.11.2018

Автор статьи: Мария Петухова

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.


 

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация