Биржа услуг в сфере госзаказа

Процесс проведения закупок по 44-ФЗ построен так, что этапы планирования и предварительной подготовки к проведению закупок выматывают силы Заказчика не меньше, чем проведение самой закупки. Особенно если это не простая закупка канцелярских товаров, а что-то действительно необходимое и дорогостоящее.

Хотя даже при планировании закупки канцтоваров Заказчик должен обосновать необходимость приобретения каждого карандаша и ручки. Для этого существует нормирование в закупках, оно-то и фиксирует сколько и чего положено каждому сотруднику. Если сотрудники контрактных служб превысят эти нормативы, то будет потом очень неприятно при проверке.

Давайте разберемся с каждым из этапов - обоснование, нормирование и обязательное общественное обсуждение закупок.

А НУ-КА ОБОСНУЙ!

Процесс закупки товара, работы или услуги для Заказчика начинается на стадии планирования этой закупки. Об этом мы уже говорили ранее. При планировании мы уже должны знать сколько, чего, когда и по какой цене будем покупать через определенное время. То есть - мы должны располагать точными цифрами и документальным подтверждением. С точки зрения закона это и есть - обоснование закупок.

При составлении Плана закупок и Плана-графика обоснование оформляется отдельным документом и является приложением к этим документам. При внесении изменений в План закупок и План-график закупок необходимо вносить изменение и в документ обоснование закупки.

МЫСЛИ ВСЛУХ: Электронный документооборот порождает только бОльшее количество бумажных документов - все мы про это помним и знаем. И, кроме как посочувствовать друг другу, ничего больше не можем. Интересно, у всех вас, уважаемые коллеги, весь порядок закупок и документального их оформления соблюдается? И если да, то сколько человек над этим трудятся и кто эти герои?!

Сроки обоснования закупок для муниципальных Заказчиков утверждаются местной администрацией, для Заказчиков субъекта - высшим исполнительным органом власти субъекта, для федеральных Заказчиков - Правительством РФ.
Форма и Правила обоснования осуществления закупки утверждена Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 №555.

При составлении Плана закупок необходимо обосновать соответствие планируемой закупки цели её осуществления. Целями закупок могут выступать:

  • реализация мероприятий муниципальных и государственных программ;
  • исполнение межгосударственных/международных обязательств и программ;
  • выполнение функций и полномочий органов власти.

При составлении Плана-графика обоснованию подлежат начальная (максимальная) цена контракта, способ определения поставщика, дополнительные требования к участникам закупок при их наличии.

ВАЖНО: При составлении обоснования позиций Плана закупок Заказчик обязан указать конкретную цель закупки - мероприятие, функции и полномочия, реквизиты нормативно-правового акта. Если такого нормативного документа нет, то необходимо указать на его отсутствие. И ещё - обоснованию подлежит КАЖДАЯ позиция Плана закупок, а не План в целом.

Справедливости ради стоит отметить, что при интеграции систем Электронный бюджет и ЕИС, формы обоснований заполняются чаще всего из справочников и заполнение этих форм особого труда для Заказчиков не составляет.

НОРМИРОВАНИЕ ЗАКУПОК

Указания о нормировании закупок в 44-ФЗ появилось не сразу с принятием Закона о контрактной системе, а в 2016 году. После многочисленных скандалов с закупками необоснованно дорогостоящих автомобилей и прочих предметов роскоши, законодатели пришли к выводу, что должны быть введены какие-то характеристики к закупаемым товарам, работам, услугам на государственном уровне.

Нормирование в закупках - это требования к закупаемым ТРУ и нормативным затратам для обеспечения функций государственного Заказчика. Нормирование обеспечивает:

  • целевой расчет нормативных затрат для документального подтверждения и планирования ЛБО, выделяемых на эти цели;
  • ограничение характеристик и ценовых показателей ТРУ.

Правила нормирования разрабатываются в три этапа:

  1. Общие требования - Постановление Правительства РФ от 18.05.2015 №476.
  2. Обязательный перечень - утверждается на уровне высших органов исполнительной власти субъектов РФ.
  3. Ведомственный перечень - государственные и муниципальные органы, внебюджетные фонды.

Контроль за осуществлением соблюдения правил нормирования в закупках проводят органы внутреннего финансового контроля в отношении Заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, членов комиссий по закупкам и операторов электронных площадок (да, даже ЭТП проверяют на соблюдение правил нормирования в закупках!).

ВАЖНО: Приказ об утверждении правил нормирования подлежат размещению Заказчиком в Единой информационной системе.

ОБСУДИМ?

Нормы Закона о контрактной системе говорят нам, что определенные виды закупок должны быть обязательно обсуждены. Постановление Правительства РФ от 22.08.2016 №835 дополняет нормы 20 статьи Закона и устанавливает необходимость обязательного общественного обсуждения, если у Заказчика одновременно совпадают нижеприведенные пункты:

  • отсутствие признаков исключений при закупке;
  • конкурентный способ закупки;
  • НМЦК выше 1 млрд руб.

Также законодатели устанавливают исключения - когда не надо проводить обсуждение, даже если все характеристики по закупке имеются в наличии:

  • закупка по гособоронзаказу;
  • повторная конкурсная процедура;
  • запрос котировок для оказания гуманитарной помощи;
  • закупки закрытого типа.

Процедура общественного обсуждения начинается с момента опубликования Заказчиком Плана закупок. Затем в течение 20 календарных дней через специальный раздел в ЕИС участники обсуждения высказывают свои замечания и предложения. Заказчик обязан разместить ответы на поступившие вопросы в течение двух календарных дней.

После окончания первого этапа Заказчик проводит очные публичные слушания. Присутствовать на этих слушаниях может любое заинтересованное лицо, а представители Заказчика дают ответы на поступающие вопросы и информация о проведенном слушании публикуется в ЕИС.

Если решения об отмене закупки нет, то Заказчик публикует в ЕИС извещение о проведении закупки и обсуждение продолжается. При этом срок подачи заявок должен быть рассчитан так, чтобы Заказчик успел отменить закупку по окончании этапа общественного обсуждения. Итогом общественного обсуждения в отношении конкретной закупки заказчика является:

  • возможность отмены закупки;
  • продолжение процедуры закупки без внесения изменений в документацию;
  • продолжение процедуры закупки с внесением изменений в документацию.

Каждый из проведенных этапов протоколируется, публикуется в ЕИС и автоматически доводится до контролирующих органов. Всё выведено на автоматику и если вы пропустили какой-то из этапов, то наказание неизбежно.

Удачных закупок вам, коллеги!

НОРМАТИВНАЯ БАЗА:

  • Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ;
  • Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 №555;
  • Постановление Правительства РФ от 13.10.2014 №1047;
  • Постановление Правительства РФ от 18.05.2015 №476;
  • Постановление Правительства РФ от 19.05.2015 №479;
  • Постановление Правительства РФ от 20.10.2014 №1084;
  • Постановление Правительства РФ от 02.09.2015 №926;
  • Постановление Правительства РФ от 02.09.2015 №927;
  • Постановление Правительства РФ от 22.08.2016 №835;
  • Приказ Министерство экономического развития от 17.03.2015 №Д28и-721.

В следующей статье нашего цикла «44-ФЗ простыми словами» мы познакомимся с Планом-графиком закупок.


 

Дата публикации: 23.10.2018

Автор статьи: Мария Петухова

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.


 

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация