Биржа услуг в сфере госзаказа

44 ФЗ - простыми словами!

Цикл статей на тему 44-ФЗ в помощь государственному Заказчику. В каждом материале мы будем рассматривать положения Закона о контрактной системе, разбирать все нюансы и подводные камни каждой статьи. В отличие от уже имеющихся материалов в общем доступе, этот раздел будет выстроен блоками, в которых будет рассмотрена каждая статья 44-ФЗ. В итоге вы сможете собрать полный свод информации по работе контрактного управляющего в закупках!

Итак, сегодня мы начнем разбираться во всех тонкостях 44-ФЗ и приглашаем к мониторам государственных заказчиков. Материалы наших статей будут особенно полезны для тех, кто только начинает свой путь в государственном заказе.
 
ГОСЗАКАЗ ДЛЯ ВСЕХ
 
Сейчас все – от ребенка в детскому саду до бабушек у подъезда – знают о государственных закупках. Особенно бабушки на лавочке хорошо (и даже отлично, по их мнению) разбираются во всех нюансах этих самых закупок. Особенно в том, кто, сколько и когда из государственных денег положил себе в карман. Особенно «кто» и «сколько».
 
Если вы читаете этот текст, то тема госзакупок также для вас близка. Но уже не в той степени как бабушкам у подъезда. У вас интерес другого рода – профессиональный и отношения с 44-ФЗ у вас «по любви» и «за большие деньги» (опять-таки по мнению авторитетных экспертов у подъезда).
 
Раз мы профессионалы, то для успешной деятельности в рамках Закона о контрактной системе, должны в первую очередь знать всю нормативно-правовую базу по регулированию государственных закупок. Слышу голоса, читающих статью - «всю нормативку о 44-ФЗ не знают даже те, кто эти законы пишет и принимает!». И добавлю от себя – «если бы они работали по нормам того Закона, который сами приняли, ужаснулись бы нашим реалиям и количеству недоработок / пробелов в Законе!»
 
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ - ОСНОВА УСПЕШНОГО БУДУЩЕГО
 
Если мы встаем на путь работы в государственном заказе, то первым что придется изучить - Федеральный закон №44-ФЗ от 05 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Государственной Думой РФ Закон был принят 23 марта 2013 года, 27 марта 2013 года - одобрен Советом Федерации. Применяется Закон с 01 января 2014 года и на сегодняшний день 53 раза в него вносили изменения и поправки. Последние крупные поправки были введены в действие с 01 июля 2018 года.
 
КОГДА ПРИМЕНЯТЬ 44-ФЗ?
Закон о контрактной системе регулирует отношения в сфере поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг, которые необходимы для функционирования государственных и муниципальных органов. Закон:
предписывает Заказчикам - как планировать закупки, каким способом определять поставщика, как заключать государственный контракт или договор;
регулирует особенности исполнения государственных контрактов;
указывает, как проводить мониторинг и аудит в сфере закупок.
 
КОГДА НЕ ПРИМЕНЯТЬ 44-ФЗ?
В первой статье описывается также, какие именно отношения Закон не регулирует, а именно:
услуги международных финансовых организаций;
обеспечение безопасности лиц, подлежащих государственной защите;
закупка драгметаллов и драгкамней для пополнения Госфонда;
оплата услуг адвоката (если он назначен судом в уголовном, гражданском или административном судопроизводстве либо он привлечен оказывать юридическую помощь гражданам бесплатно);
закупку товаров, работ и услуг для нужд избирательных комиссий различных уровней;
взимание платы оператором электронной площадки (специализированной электронной площадки).
 
Примечание: по действующему законодательству, собственники жилых помещений обязаны платить взносы в фонд капитального ремонта на содержание общедомового имущества. Так вот если у вашей организации есть на балансе квартиры, то платить эти взносы должны вы за счет средств бюджета. Как правило, это целевое финансирование. И такие расходы также не относятся к нормам регулирования 44-ФЗ.
 
Из положений первой статьи мы понимаем, что Закон о контрактной системе является основным регулятором отношений в государственном заказе. Вторая статья Закона рассказывает, что отношения в сфере закупок также регламентируются Конституцией РФ, Гражданским, Бюджетным Кодексами РФ и другими Федеральными Законами. Вторая статья закрепляет право Президента, Правительства, органов государственной власти (трёх уровней!), а также государственных корпораций «Росатом» и «Роскосмос» принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере государственного заказа.
 
Причем Закон оговаривает «Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону» (ч.1 ст.2).
 
И опять слышу голоса, читающих статью - «Ну да, ну да! Законы писать они горазды!» Чем глубже вы окунетесь в практику применения Закона о контрактной системе, тем сильнее вы почувствуете солидарность с этими восклицающими. Ведь вряд ли найдется хотя бы один специалист в области государственного заказа, который сможет назвать точное количество нормативных актов, которые дополняют нормы Закона о контрактной системе. Даже приблизительное количество таких актов никто не назовет.
 
ВНИМАНИЕ! НОРМАТИВНАЯ БАЗА ОГРОМНА!
Потому нормы Закона были уточнены и Постановлениями / Распоряжениями Правительства, и Приказами Министерства финансов, и письмами Казначейства – и это только три основных ведомства, которые напрямую являются регуляторами в области контрактной системы. Можно с уверенностью сказать, что каждое из Министерств издавало (или в ближайшее время издаст) свои нормативные акты в части государственных закупок. И да, я соглашусь, что закупки у этих ведомств настолько разные, что специфика каждого направления определяет потребность внесения своих нормативных актов. Основой для всех новых актов является наш горячо любимый 44-ФЗ. К сожалению, противоречия в законодательстве имеют место быть. Но, если противоречия коснулись именно вас, то все мы знаем юридическое правило – «какой закон главнее - нормам того и следуем!». Поэтому читаем того, кто «старше по званию» и бегом выполнять!
 
Удачных Вам закупок, коллеги!
В следующей статье нашего цикла «Разговоры о 44-ФЗ» мы познакомимся с основными понятиями Закона о контрактной системе и информационным обеспечением в сфере закупок.

 

Наши реалии таковы, что если ты начинаешь чем-то интересоваться, то вездесущий интернет тебя найдет и станет показывать всякие заманчивые предложения. И на рабочем компьютере, и дома на планшете, и, естественно, на твоём телефоне будут высвечиваться предложения о покупке того или иного товара/услуги, запрос о котором/ой ты лишь однажды ввел в поисковик.

Итак, сегодня мы начнем разбираться во всех тонкостях 44-ФЗ и приглашаем к мониторам государственных заказчиков. Материалы наших статей будут особенно полезны для тех, кто только начинает свой путь в государственном заказе.

Как только начинаешь читать информацию про закупки, сразу с экрана монитора на тебя сыпятся определения «УЗ», «АД», «Тендер», «Обеспечение заявки/контракта», «Протоколы», «ЕИС», «ЭТП» и много-много другого интригующего и не всегда понятного.

Писал кто-нибудь недавно письмо на бумаге? Да так, чтоб ручкой написать, в конверт вложить, на конверте адрес написать и по почте отправить с припиской "Жду ответа, как соловей лета". Я последний раз писала такое письмо лет 20 назад, бабушке в деревню. Мне интересно, бабушке приятно.

Из психологии: все наши действия обусловлены желанием достижения какой-либо цели. Например, хочется иметь машину бизнес - класса. Кажется, что обладание такой машиной сделает тебя счастливее. И вот ради этой машины работаешь день и ночь, ищешь варианты подработок или берешь кредит. Заветная мечта становится ближе и ты становишься обладателем заветного седана.

Мы уже с вами рассматривали - какие бывают заказчики. Нет, это сейчас не про тех, кто оплачивает оказанные услуги вовремя или тянет с оплатой по контракту до последнего дня...

Время бежит неумолимо. Вроде бы еще вчера все мечтали о лете и отпусках, а бац - и уже середина октября. Благо осень дарит нам по-настоящему теплые деньки и продолжение бабьего лета. Время бежит неумолимо.

План закупок это основной финансовый документ, с него начинается работа Заказчика над закупками. План закупок составляется на три года и содержит в себе всю информацию о целях и финансировании планируемых закупок.

Процесс проведения закупок по 44-ФЗ построен так, что этапы планирования и предварительной подготовки к проведению закупок выматывают силы Заказчика не меньше, чем проведение самой закупки. Особенно если это не простая закупка канцелярских товаров, а что-то действительно необходимое и дорогостоящее.

А что, если законодатели отменят все нормативные документы при работе с закупками? Никаких тебе планов закупок, планов-графиков, нормирования и предварительных расчетов, томов документаций и нудной процедуры рассмотрения заявок! Потребовалось что-то учреждению - пошли и купили! Да ещё и напрямую у Поставщика!