В соответствии со ст. 94 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя приемку товара (работы, услуги) или отдельных этапов, оплату, а также взаимодействие сторон при изменении, расторжении контракта, применение мер ответственности. Рассмотрим выполнение этапов отдельно с точки зрения поставщика, исполнителя, подрядчика (далее - контрагента).

Приемка результатов

Приемка осуществляется непосредственно заказчиком, однако для начала этого этапа контрагенту после исполнения контракта в установленный в нем срок необходимо передать заказчику результаты исполнения, а также оформленные документы. Для поставки товара это может быть товарная накладная или УПД, для оказания услуг – акт оказанных услуг, для выполнения работ – акт выполненных работ. Содержимое документов должно в точности повторять спецификацию или расчет контракта.

Допускаемые ошибки

Так, например, у контрагента могут возникнуть сложности с приемкой результата в случае, если в товарной накладной указаны не те единицы измерения: вместо штук коробки или упаковки без указания количества в упаковке. Название товара (работы, услуги) тоже следует писать в соответствии с контрактом, а в случае нескольких однородных позиций с одинаковой ценой нельзя сводить их в одну строку, поскольку это не позволит заказчику внести документ в единую информационную систему.

Требуемые документы

Нередки случаи, когда заказчик включает отдельную форму документа о приемке в приложения к контракту. Необходимо понимать, что документ, подтверждающий исполнение (накладная, УПД, акт) и документ о приемке могут быть разными документами. Заказчик вправе разработать свой шаблон документа о приемке или в качестве оного использовать документы контрагента. Таким образом, при сдаче исполнения контрагент готовит не только обычные формы, применяемые в бухгалтерии, но и документ о приемке при его наличии в приложениях, а также иные документы в случае требования их предоставления в контракте (паспорта качества, свидетельства и т.д.).

Сроки приемки

Часть 13 статьи 34 44-ФЗ обязывает заказчика установить в контракте порядок и сроки приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги. Прописываются в контракте и сроки его исполнения контрагентом. Нарушение этих сроков в большинстве случаев приводит к негативным последствиям в виде штрафных санкций.


Подробнее обо всех этапах и важных особенностях мы говорим на нашем курсе обучения для поставщиков по 44-ФЗ.


Внутренняя экспертиза приемки

Большинство заказчиков используют в контрактах описание порядка приемки аналогичное утвержденным типовым контрактам. Сам порядок заключается в фактической проверке результатов исполнения и проведении экспертизы. И если суть проверки понятна, то экспертиза часто вызывает вопросы у контрагента. В основном речь идет о внутренней экспертизе, которую заказчик проводит своими силами, создавая комиссию из 5 и более человек, либо делая уполномоченным только одного сотрудника, который и ставит подтверждающую подпись на документе о приемке, оценивая результаты выполнения контракта.

Внешняя экспертиза приемки

В некоторых случаях, четко установленных законом, заказчик обязан провести внешнюю экспертизу, то есть пригласить стороннюю организацию. Для самого заказчика это большая проблема, как в поиске подходящей фирмы, так и в оплате ее услуг. Контрагенту это грозит увеличением сроков приемки, а также возможными запросами дополнительных материалов по исполнению со стороны экспертов. Однако таково требование закона, нарушение которого влечет штрафы для заказчика. Недавними изменениями в законодательство была отменена норма, требовавшая проведение внешней экспертизы по несостоявшимся закупкам, что существенно облегчило работу по ним и для заказчиков, и для контрагентов.

Выявленные недостатки

При выявлении несоответствия результатов документации контракта заказчик составляет акт, описывая все замечания. Контрагент вправе исправить все недостатки в кратчайшие сроки либо в сроки, указанные в контракте. Стоит отметить, что само по себе исправление замечаний недостаточно, контрагент должен письменно оповестить об этом заказчика, чтобы тот произвел проверку. Заказчик может и не отказывать в приемке результатов, если замечание не является существенным и быстро устранено контрагентом.

Оплата по контракту

Оплата по контрактам, заключаемым в соответствии с законодательством о контрактной системе, в настоящее время имеет всего два варианта. По общему правилу срок оплаты составляет не более тридцати календарных дней со дня приемки результатов. Таким образом, контрагент может рассчитать в какой период времени будет произведена оплата, исходя из даты подписания документа о приемке (не путать с датой документа, подтверждающего исполнение). Деньги перечисляются на расчетный счет контрагента, указанный в реквизитах контракта. Ошибка, допущенная в расчетном счете, не может служить основанием неоплаты, однако может стать причиной задержки платежа, не зависящей от заказчика.

Специфика СМП и СОНКО

Для закупки, объявленной для СМП или СОНКО, срок оплаты составляет не более пятнадцати рабочих дней, что в конечном счете не сильно отличается от обычных контрактов.

Исходя из вышеизложенного, заказчик может установить и иные сроки оплаты, но не более указанных. За неправильное установление сроков либо их нарушение заказчика ждет крупный штраф.

Исключение из правил

Стоит добавить, что вышеуказанная информация, за исключением сроков оплаты, не распространяется на контракты, заключенные с единственным поставщиком в соответствии с ч.1 ст. 93 44-ФЗ (в частности пп.4, 5), так как включение этих разделов в контракт не обязательно для заказчика в данном случае.


 

Дата публикации: 27.03.2019

Автор статьи: Елена С.

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.


 

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

You have no rights to post comments