Любое учреждение в процессе своей деятельности пользуется рядом услуг, носящих непрерывный характер. Это услуги, без которых деятельность учреждений станет трудновыполнимой, а подчас и невозможной.

В связи с тем, что Законом о контрактной системе пролонгация контрактов и договоров не предусмотрена, заказчики сталкиваются с необходимостью ежегодно и, что очень важно, СВОЕВРЕМЕННО перезаключать договора на вышеназванные услуги. И в принципе ничего сложно бы в этом не было, если бы не требования Федерального закона № 44-ФЗ.

Способ закупки должен быть обоснован

Говоря о «непрерывных» услугах, мы чаще всего подразумеваем сферу коммунальных услуг, в которой конкуренция практически отсутствует, в связи с этим преобладающим способом для таких закупок является закупка у единственного поставщика по следующим основаниями:

- п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ - закупка у, так называемых, монополистов;

Важно! Поставщик НЕ обязательно должен быть включен в реестр субъектов естественных монополий, главное чтобы требуемые услуги относились к сфере деятельности субъектов естественных монополий (Письмо ФАС России от 23.06.2015 № АЦ/31173/15).

Сферы деятельности естественных монополий перечислены в п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Например, если Вам надо заключить контракт на услуги общедоступной электросвязи, а поставщика нет в реестре, то Вы все равно имеете право заключить контракт по этому основанию, потому что данные услуги относятся к вышеназванной сфере.

- п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ – является основанием для заключения контрактов на услуги водоснабжения (водоотведения), теплоснабжения, газоснабжения, обращения с ТКО.

- п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ – основание для договоров энергоснабжения с гарантирующим поставщиком электрической энергии (реестр гарантирующих поставщиков размещен на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы).

- если сумма контракта не превышает 100 тыс. руб., то заказчик имеет право заключить контракт (договор) по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

По данному пункту можно заключать контракты на любые ТРУ без исключения, главным условием будет являться цена контракта и, конечно же, установленные законом ограничения.

- если заказчик относится к учреждениям культуры, образования и спорта и сумма контракта на услуги не превышает 400 тыс. руб., то у заказчика есть право провести закупку на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Непрерывность действия контрактов

Итак, основание для заключения контракта есть, расчет Н(М)ЦК произведен, осталось самое «интересное»: добиться непрерывности действия контрактов. Для этого есть несколько подходов:

1. Заключение «новых» контрактов до истечения сроков действия «старых»

Как правило, контракты на непрерывные услуги заключаются со сроком действия с 1 января до 31 декабря, таким образом, заказчик должен включить такие закупки в план-график предшествующего года.

Бытует мнение, что включение закупок в план-график без доведенных лимитов противоречит нормам бюджетного законодательства. Но если разобраться, что под планом-графиком понимается плановый документ, который не налагает на заказчика обязанности заключать контракт и принимать какие-либо обязательства, то становится ясно, что теоретически включать закупку в план-график можно.

А вот размещение извещения, без доведения ЛБО будет являться грубым нарушением, поскольку в день, когда размещено извещение о закупке, в бюджетном учете должна быть сделана следующая бухгалтерская запись:

Дебет КРБ 1.501.13.000 Кредит КРБ 1.502.17.000

Для тех, кто не является бухгалтером эта запись выглядит совершенной «абракадаброй», но само осознание того, что счет 1.501.13.000 называется «Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года» дает понимание, что без доведенных ЛБО сделать эту запись невозможно, а, следовательно, и извещение разместить нельзя.

Все вышеперечисленное, в большей степени, относится к казенным учреждениям, если же заказчик является бюджетным учреждением, План ФХД которого утвержден на три года, то заключать контракты в декабре ему ничего не должно помешать.

2. Заключение контрактов с «ретроспективной оговоркой»

Применение, так называемой «ретроспективной оговорки» является очень популярной среди заказчиков.

Несмотря на то, что данная норма Гражданского кодекса не в полной мере соответствует требованиям Закона № 44-ФЗ, многие заказчики просто не видят другого выхода, кроме как включать в контракт условие о том, что он применяется к отношениям сторон, возникшим до его заключения.

Министерство финансов РФ, кстати, тоже не видит другого выхода (см. письмо Минфина от 21.06.2017 № 24-04-06/38896).


 

Дата публикации: 28.01.2019

Автор статьи: Аноним

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.


 

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

You have no rights to post comments