Биржа услуг в сфере госзаказа

Уже не новость, что 155 приказ Минэкономразвития утратил силу с началом действия 5 ноября 2018 года нового Приказа № 126н Минфина РФ об условиях допуска товаров иностранного производства.

По своему принципу приказы похожи. Цель та же самая – развитие национальной промышленности путем ограничения продаж импорта при государственных и муниципальных закупках, которые регулируются 44-ФЗ.

Изменения номенклатуры товаров по 126н

Наименования товаров немного изменились и были приведены в соответствии с Общероссийским классификатором, при этом коды ОКПД остались прежними. По коду 32.5 дополнена позиция «Инструменты и оборудование медицинские» стентами для коронарных артерий и катетерами. Но не нужно забывать, что на эти товары сначала распространяется Постановление 1469. Т.е. приказ 126н применим к стентам и катетерам только при условии, что заявки участников не были отклонены по Постановлению 1469.

Нельзя включать в один лот

Стоит обратить внимание, что по таким постановлениям как 102 и 1469 нельзя включать в один лот другие медицинские изделия, к которым они не применяются. Теперь по аналогии в новом приказе Минфина четко прописано, что нельзя в одной закупке объединить товары, содержащиеся в приложении и не включенные в него. Таким образом, антимонопольная служба сможет отменять такие закупки и привлекать к административной ответственности заказчиков.

Принципиальные изменения в 126н

Больше нет разделения по процентному соотношению товаров из стран ЕАЭС и товаров из других стран. Не нужно заказчику высчитывать по НМЦК, сколько и каких товаров содержится в заявках участников. Теперь вся заявка должна содержать товар из государств ЕАЭС, чтобы к ней применялись преференции в том же размере 15%.

Т.е. если на аукционе участник предлагает товар, например, только из России и Казахстана, то контракт заключается по его предложенной цене. Если же у победителя хотя бы одна позиция из Германии, то цена снижается на 15% от его предложения (есть исключения).

То же правило действует теперь при оценке заявок (котировки, запрос предложений и конкурс). Например, если товар полностью из России, то от предложенной цены отнимается 15%. Если в составе одной заявки товар из России и Китая, то цена прежняя. Далее сравниваются полученные таким образом цены, и у кого меньше оказывается предложение, тот и становится победителем. Но контракт при этом заключается по предложенной цене.

ЖНВЛП и приказ

В новом приказе законодатель отдельно прописал условия допуска жизненно важных лекарственных средств. Напомню, что к ЖНВЛП применяются сначала ограничения по Постановлению 1289 и потом уже при отклонении заявок действует 126н. В таком случае предложенная цена контракта остается прежней, при одновременном соблюдении условий, указанных в перечне а-г подпункта 1.4 приказа.

Если хотя бы одно условие из перечисленных не выполняется, то цена контракта снижается на 15%. Если нет заявок, которые удовлетворяют указанных условиям, то положения подпункта 1.4 не применяется.

Случаи неприменения приказа 126н

Как и в 155 приказе Минэкономразвития, в 126н есть условия, когда не применяются условия допуска товаров из иностранных государств. Тут все более коротко и прозрачнее, нежели было раньше. Как и прежде не применяется приказ при несостоявшейся закупке. Далее, если все заявки содержат предложения из стран евразийского экономического союза, то он тоже не применяется. И последнее исключение, если все заявки содержат товар не из стран ЕАЭС хотя бы по одной позиции.

Для тех, кто не очень понял последний пункт, поясню. Если каждая допущенная заявка содержит хотя бы одну (т.е. не важно одну или больше) позицию импортного товара (кроме стран ЕАЭС), то приказ не применяется.

Заключительные моменты приказа

Обращаем свое внимание, что при уклонении победителя от заключения контракта, при заключении его со вторым участником, необходимо также применять условия допуска товара в соответствии с приказом. Ну и как было ранее, подтверждением страны происхождения товара является ее декларирование участником в своей заявке. Требовать других документов заказчик не имеет права.

А самое важное, что при исполнении контракта участник не может заменить страну происхождения товара. Исключением является один случай – это замена на товар из государства ЕАЭС. Стоит еще обратить внимание на то, что из приказа исчезла ссылка на наименование страны в соответствии с Общероссийским классификатором стран.

Пробелы в законодательстве

В соответствии со статьей 67 Закона о Контрактной системе, в протоколе рассмотрения первых частей заявок при установлении в закупке запретов или ограничений по ст. 14, должна содержаться помимо всего информация о наличии предложений участников иностранных товаров. Хорошо задумано, но! С одной стороны это хоть какое-то подспорье участникам. С другой стороны, бесполезная вещь. Понимания все равно не будет. Если товар хоть у кого-то будет с импортом, то протокол должен содержать информацию о наличии такого предложения. Но участник с такой заявкой так и не поймет, будут ли применяться преференции и стоит ли ему учитывать минус 15 процентов к своему предложению во время торгов. Участник же с товаром полностью из стран ЕАЭС понимает, что в случае его победы, цена контракта не изменится.

Таким образом, несмотря на новшество в 44-ФЗ, оно не имеет смысла и участники закупки поставлены в неравные условия, что в общем-то не правильно.


 

Дата публикации: 19.11.2018

Автор статьи: Ирина Царева

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.


 

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

You have no rights to post comments