Обучение заказчиков по 44-ФЗ

Самый простой и любимый вид закупок по 44-ФЗ, особенно для казенных учреждений с небольшим объемом обеспечения – заключение прямых контактов. Малые закупки гарантируют качество, удобство оформления, экономию времени и нервов, достаточно следить за годовым лимитом, превышение которого грозит штрафом. Но это только поверхностный взгляд, и здесь заказчиков ожидают «подводные камни».

Предупрежден, значит вооружен

Отношение УФАС к прямым контрактам неоднозначное, считается, подобные способы закупок позволяют заказчикам злоупотреблять расходованием бюджетных средств, а также уходить от соблюдения процедуры торгов (дробление сделки).

Лучше быть готовым к повышенному интересу контролирующих инстанций к закупкам по пункту 4 или 5 ч.1 ст.93 Федерального закона. Учитывая судебную практику, при заключении нескольких контрактов малого объема, следует исключить возможность признания их ничтожными в случаях:

  • направленность на достижение единой хозяйственной цели, единая сделка;
  • заключение в течение короткого периода времени;
  • предметы контрактов обладают одинаковыми качественными характеристиками, технологическими особенностями.

Таково противоречие действующего Закона №44-ФЗ: с одной стороны ст. 8 декларирует принцип обеспечения конкуренции, с другой – ст. 93 (п.4 и 5 ч.1) наделяет заказчика правом заключения контракта с конкретным исполнителем.

Обоснование НМЦК при закупке малого объема

Легкость и быстрота, с которой осуществляются закупки до 100 (400) тыс.руб. часто оставляют в стороне мероприятия по обоснованию их цены. Ст.22 Закона №44-ФЗ о НМЦК распространяет свое действие на все виды процедур. Для проверяющих органов и своего спокойствия сохраняем справочную информацию, запросы коммерческих предложений, скриншоты, подтверждающие дату, время и расчет цены будущей сделки.

Отчет по малым закупкам

Значительно упрощает жизнь заказчиков факт, что малые закупки:

  • включаются в план закупок и план график общей суммой единой строкой;
  • не используют типовые контракты, разработанные органами власти;
  • не учитываются в СГОЗ;
  • не подлежат внесению в реестр контрактов.

Но важно помнить, что заказчик – получатель бюджетных средств, в отличие от бюджетных учреждений, должен самостоятельно вести реестр закупок, куда включается информация о прямых контрактах. Такой порядок с перечнем необходимых сведений регламентируется ст.73 Бюджетного кодекса РФ.

Не надо путать этот отчет с реестром контрактов, предусмотренный статьей 103 Закона о контрактной системе.

Прямые контракты будут всегда, они нужны и логичны. Вместе с тем, они – объект особого внимания при контрольных проверках. Заказчикам следует юридически грамотно выбирать закупки малого объема, исключить ситуацию, при которой сделка окажется неправомерной.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Программа-помощник для заказчиков