Обучение заказчиков по 44-ФЗ

В целях эффективного планирования имеющихся денежных средств, нужно научиться правильно определять начальную цену. Это является очень важной и трудоёмкой задачей, поскольку включает ряд последовательных этапов, при выполнении которых ошибки недопустимы.

Первый этап, где требуется обоснование - планирование закупочного процесса, тут нужно рассчитать цену для плана-графика.

Следующим этапом идет разработка и утверждение документации, и тут без обоснования не обойтись.

Проработка документации осуществляется с одной стороны так, как нужно заказчику. Однако, с другой стороны, она не может противоречить действующему законодательству. Поэтому всегда следует помнить, что обоснование обязательно присутствует в документации, не просто цена, а именно ее обоснование. Это неотъемлемая её часть!

Кстати, закупка у единственного поставщика не исключение, здесь обоснование включается в контракт.

Рассмотрим подробнее, как обосновать цену так, чтобы избежать штрафа. В чем отличия, или сходства расчета цены в 44-ФЗ и 223-ФЗ. От того насколько правильно было произведено определение начальной цены зависит на сколько эффективно пройдет закупка, и возникнут ли вопросы со стороны контролирующих органов.

А о том, что несоответствующий выбор метода и формы обоснования влечет за собой административный штраф всегда должен помнить сотрудник заказчика, который отвечает за этот этап закупки.

Внимание! Расчет НМЦК с поиском цен и ТЗ для обоснования и документирования закупки доступен в нашем программном обеспечении! Подробнее...

I. Обоснование НМЦК по 44-ФЗ

Существует ряд способов как определить начальную цену. Отражены они в 22 статье 44-ФЗ. Рассчитать цену для контракта можно воспользовавшись одним или несколькими способами.

Методы обоснования НМЦК по 44-ФЗ 

Методология расчета

Предусмотрено пять способов расчёта НМЦК. Не будем останавливаться на них подробно, поскольку рекомендации Минэкономразвития, которые были регламентированы Приказом от 2 октября 2013 г. № 567 довольно подробно с примерами и формулами рассматривают данный вопрос.

a) Метод сопоставимых рыночных цен

Чтобы воспользоваться данным способом расчета, сотруднику заказчика нужно провести весьма трудоёмкий процесс, чтобы исследовать рынок и рассчитать цену воспользовавшись информацией из предложений, реестра контрактов, или интернет сайтов.

Как поступить заказчику? Следует ли взять цены из разных источников?

Законом это не установлено, но проведем анализ текста Рекомендаций Министерства, из них следует, что лучше не использовать только ценовые предложения. Ведомство рекомендует провести следующее:

  • нужно у пяти потенциальных участников запросить предложения цен;
  • запросить цены в ЕИС;
  • изучить цены из реестра контрактов;
  • изучить прочую ценовую информацию.

Рекомендации Мин эконом развития не правовой акт, и стоит использовать их в работе, или нет, решение Заказчика, об этом также говорит и Мин эконом в своем письме от 7 сентября 2016 г. № ОГ-Д28-10435, однако, несмотря на это, очень часто контролирующие органы придерживаются иного мнения, например, решение ФАС по делу от 13 марта 2014 г. № 06-10/14-82.

Если было принято решение воспользоваться данным способом, сотрудник заказчика изучает предложения, поступившие от потенциальных участников. Ни законами, ни прочими нормативно-правовыми актами не регламентированы требования к формулировке и содержательной части коммерческих предложений.

В связи с этим, Мин эконом в своем письме от 10 мая 2016 г. № Д28и-1308 разъяснило, что для расчета НМЦК можно пользоваться предложениями, которые поступили на электронную почту в виде скана или приняты по факсу.

b) Тарифный метод

Этот способ следует использовать при установлении тарифов. Действующие тарифы могут быть установлены как государственными, так и муниципальными правовыми актами.

Воспользоваться данным способом следует, например, для обоснования цены при приобретении полисов ОСАГО. При этом избрать иной способ обоснования с позиции ФАС считается неправомерным, например, решение ФАС от 8 августа 2016 г. по делу № 584-ж/2016. Сотрудниками заказчика могут использоваться страховые тарифы, состоящие из базовых ставок, которые устанавливаются в соответствии с техническими характеристиками транспортных средств и коэффициентов.

Закон 44-ФЗ не установил ограничение на применение минимального значения размера базовой ставки при обосновании НМЦК, о чем так же нам говорит и письмо Мин эконома от 9 сентября 2016 г. № Д28и-2824.

c) Нормативный метод

Данный способ используется редко, поскольку нужен тогда, когда установлены предельные цены. Если сотруднику заказчика пришлось столкнуться с вышеназванным методом, то закон содержит отсылочную норму на статью 19, ей и нужно руководствоваться.

d) Проектно-сметный метод

Указанным способом нужно пользоваться, если обосновывается цена на разработку документации на текущий ремонт, а также при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства и при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом должны применяться нормативы для строительных работ, которые утверждены компетентным органом исполнительной власти.

Практика ФАС показывает, что применение способа «анализ рынка», если происходит закупка работ, в ходе которых создается объект капитального строительства нарушает законодательство о закупках, поскольку данный метод не позволяет определить окончательную стоимость затрат при строительстве. Данная позиция нашла свое отражение в решении ФАС от 19 августа 2016 г. по делу № 44-112/16.

А как быть если заказчик должен провести капитальный ремонт? Но объект строительства некапитальный. Ответ на этот вопрос можно найти в разъяснениях Мин эконома от 25 ноября 2016 г. № Д28и-3139. По мнению ведомства, заказчику на «помощь придет» иной метод, описанный 22 статьей закона о закупках.

e) Затратный метод

Способ стоит применить сотруднику заказчика, если остальные способы из 22 статьи не подошли. Цена равна сумме затрат.

На практике может возникнуть ситуация, что все пять вышеперечисленных способов применить заказчик не сможет, в данном случае законом предусмотрено использование и собственного, иного метода. Однако, Заказчику придется придумать объяснение почему использовать все остальные способы он не смог.

Как гласит 72 статья БК РФ, заключать и оплачивать контракты заказчик может лишь в пределах выделенных средств. А как поступить, если в ходе расчета оказалось, что НМЦК выше?

Ответ на этот вопрос можно найти в письме МЭР от 1 ноября 2016 г. № Д28и-2883, ведомство разъяснило, что, если количество ТРУ не изменится, то заказчиком может быть указана цена и меньшая, чем представлена в обосновании и соответствовать выделенным лимитам бюджетных обязательств.

II. Обоснование по 223-ФЗ

Рассмотрим ситуацию, при которой заказчику приходится использовать в своей деятельности Федеральный закон 223-ФЗ. Как производить обоснование в этом случае?

Давайте сравним немного 44-ФЗ и 223-ФЗ. Каким образом стоит определять НМЦД в 223-ФЗ вообще отсутствует. Однако, если проанализировать некоторые пункты, например, 5 из ч. 9 ст. 4 и 5 из ч.10 ст. 4 то, следует сделать однозначный вывод, что у Заказчика существует обязанность установить в документации НМЦД.

Когда осуществляется закупочной процесс, его регламентирует Положение о закупке, об этом говорится во 2 части 223 закона. В Положении должно быть прописано каким образом будет осуществляться обоснование.

Для того чтобы облегчить труд заказчиков, работающих по 223-ФЗ, в 2015 году ФАС разработал Стандарт, с указанием как следует осуществлять весь процесс закупки. Именно данный стандарт рекомендует использовать ведомство при работе с 223-ФЗ. Так, раздел VII, устанавливает обязанность заказчика в своем Положении о закупке прописать методику обоснования НМЦД, причем обосновывать цену следует с использованием способов, применяемых в 44-ФЗ.

Следует отметить, что правильное определение НМЦК не только залог высокой эффективности закупки, но и отсутствие повода для вопросов со стороны контролирующих органов. Ведь несоблюдение порядка или формы обоснования НМЦК влечет за собой наложение штрафа. 10 000 рублей придется перечислить в бюджет лицу, ответственному за данное нарушение, так гласит статья-7.29.3. КоАП РФ.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Программа-помощник для заказчиков