Обучение заказчиков по 44-ФЗ

Государственные закупки – один из крупнейших сегментов экономики РФ, который по оценкам специалистов, составляет примерно 12-13% Валового внутреннего продукта страны. Поэтому не удивительно, что данный сектор изобилует проявлением таких коррупционных составляющих, как взяточничество, манипулирование ценами, вымогательство. Если объёмы госзаказа составляют ежегодно примерно около 20 триллионов рублей, то примерно две пятых от этой суммы остаётся в теневой сфере.

Таким образом, создание конкурентной и прозрачной среды в области государственных и муниципальных закупок – одна из главнейших задач сегодняшнего времени.

Важным инструментом, позволяющим повысить эффективность госзакупок и снизить коррупционные тенденции, является организация открытой системы конкурентного отбора предложений поставщиков товаров, работ и услуг и оперативной системы мониторинга выполнения контрактов.

Меры по борьбе с коррупцией в госзакупках

На исполнение данных мер, в первую очередь направлен Закон № 44-ФЗ, призванный создать единую информационную систему в сфере государственных закупок и обеспечить наличие строго формализованного и прозрачного механизма отбора поставщиков, а так же стимулирующий введение ответственности чиновников за результативность обеспечения госзаказов. Так же данный закон значительно расширяет возможности поставщиков для участия в конкурсе, создавая равные и выполнимые конкурентные условия.

Народная борьба так же весьма эффективное средство борьбы с коррупцией. Президент РФ Владимир Путин, выступая на экономически форумах и прочих мероприятиях, неоднократно указывал на роль общественности в решении данной задачи. Движение Общероссийский Народный Фронт (ОНФ), получившее соответствующее поручение от Президента РФ, в сентябре 2014 года запустило портал, нацеленный на борьбу с коррупцией, пользуясь которым, любой заинтересованный гражданин может публиковать информацию о нарушении процедуры проведения госзакупок. К работе портала активно привлекаются не только члены ОНФ, но и общественность, а так же пресса. Уже сегодня можно говорить об успешной работе данного ресурса – несколько сомнительных тендеров было отозвано, а их результаты признаны несостоявшимися.

Многие политические деятели прямо заявляют, что ОНФ и пристальное внимание общественности к осуществлению государственных закупок является достаточно значимой единицей в борьбе с коррупцией и в самом ближайшем будущем может стать действенной системой мониторинга в данной области. В целом принятие Законна № 44-ФЗ и деятельность Народного фронта оценивается как положительный вклад в гармонизацию экономики РФ.

Следует отметить, что во многих развитых странах борьба с коррупцией ведётся гораздо более жёсткими методами, чем в России. Так, в Китае государственный заказ отсутствует вовсе, разве что за исключением военно-промышленного комплекса. Существующие в этой стране процедуры отбора поставщиков очень сложны, а контроль за деятельностью чиновников и система наказания за коррупцию настолько суровы, что во многом исключают недобросовестные действия при размещении госзаказа.

В нашей же стране действующим уголовным законодательством не предусматривается специальный состав преступления, предусматривающий несение уголовной ответственности за нарушение законодательства в области государственных и муниципальных закупках. Однако ущерб, наносимый бюджету страны таким действиями, исчисляется в очень значительных суммах. Поэтому на практике многие видные эксперты рассматривают коррупцию в госзакупках как налаженный механизм мошенничества, успешно и относительно безопасно применяемый чиновниками.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Программа-помощник для заказчиков