Обучение заказчиков по 44-ФЗ

Оказание услуг по техническому обслуживанию (ТО) котельных – далеко не самая популярная тема для обсуждений в сфере государственных и муниципальных закупок. Причин этому несколько:

  • во-первых, лишь определенная доля организаций-заказчиков имеет собственные котельные и, как следствие, испытывает потребность в подобных услугах;
  • во-вторых, в регионах и небольших населенных пунктах существует практика, когда обязанности по ТО котельных возлагают на сотрудника организации (например, слесаря), имеющего базовые знания в данной области, или заключают контракт с организацией, являющейся, по сути, монополистом на данной территории по причине отсутствия конкуренции – как правило, это та же организация, что и осуществляет теплоснабжение;
  • в-третьих, суммы таких контрактов относительно невелики и более опытные заказчики стараются осуществить эту закупку без проведения конкурентных процедур.

Однако при осуществлении такой закупки конкурентным способом выбор поставщика и заключение контракта могут стать серьезной проблемой.

Практические особенности заключения контрактов на ТО котельных

1. Заказчики, даже не будучи специалистами в сфере газового оборудования и теплоснабжения, сознают серьезность и потенциальную опасность таких объектов, как котельные. Их стремление заключить контракт с добросовестным и проверенным исполнителем и отсеять новых неизвестных участников вполне объяснимо.

2. На практике заказчики нередко сталкиваются с мелкими организациями, стремящимися к легкой наживе. Пользуясь некомпетентностью заказчиков, недобросовестные исполнители выполняют лишь малую часть необходимых мероприятий по обслуживанию, зачастую ограничиваясь лишь визуальным осмотром оборудования.

3. Организации-монополисты в сфере обслуживания объектов теплоснабжения стремятся сохранить свое доминирование и осложнить доступ конкурентам путем продвижения дополнительных требований – в частности лицензирования.

Из вышесказанного можно заключить, что проблема контрактов на ТО котельных далеко не однозначна: с одной стороны заказчики, заинтересованные в добросовестном и надежном исполнителе и не желающие сотрудничать с новыми непроверенными поставщиками, с другой – организации-монополисты, не желающие уступать место конкурентам. Инструментом регулирования, применяемым обеими сторонами, обычно служит требование к наличию лицензии на соответствующий вид работ.

При этом на практике встречаются случаи, когда один из участников закупки, имеющий лицензию, обращается в ФАС с жалобой на действия заказчика и требованием включить в документацию наличие у поставщика аналогичного документа. Как несложно догадаться, удовлетворение такого требования будет служить причиной отстранения поставщиков, не имеющих лицензии.

Обязательно ли наличие лицензии на ТО котельной?

Давайте разберемся, насколько правомерно требование о наличии лицензии на примере оказания услуг по техническому обслуживанию газовых котельных.

В соответствии с пунктом 12 части - 1 статьи - 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», использование взрывопожароопасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов опасности подлежит лицензированию, при этом порядок лицензирования определен Положением о лицензировании, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 года № 492.

Согласно пункту 2 этого Положения, деятельность, подлежащая лицензированию, включает в себя выполнение работ на объектах по Перечню согласно Приложению к данному Положению. Обратившись к Перечню выполняемых работ взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов опасности, можно увидеть, что техническое обслуживание газовой котельной в него не входит, а значит, не подлежит лицензированию.

Итак, на оказание услуг по ТО газовой котельной лицензия не нужна. Но как обстоят дела с эксплуатируемым в ней оборудованием?

Используемое оборудование – определяющий фактор в вопросе лицензирования

Согласно пункту 2 Примечания к Перечню, критерии отнесения опасных производственных объектов к 1, 2 и 3 классам опасности установлены приложением 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

В соответствии с указанным приложением сама по себе котельная не относится к объектам 1 и 2 класса опасности, а отнесение к 3 классу опасности предусматривает необходимость применения оборудования, работающего под определенным избыточным давлением температурой рабочей среды.

В том случае, если имеющееся в котельной оборудование удовлетворяет данным критериям, и его можно отнести к 3 классу опасности, требование о наличии лицензии может быть установлено. В противном же случае такое требование неправомерно.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Программа-помощник для заказчиков