Обучение заказчиков по 44-ФЗ

Возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке зачастую является единственным и наиболее оптимальным для заказчика способом прекратить договорные отношения с недобросовестным поставщиком и избежать затяжных переписок, переговоров, а, возможно, и судебных разбирательств.

Для участника же одностороннее расторжение контракта влечет за собой ряд серьезных последствий, некоторые из которых способны существенно повлиять на его дальнейшую деятельность:

  • включение в реестр недобросовестных поставщиков (РНП);
  • потеря финансовых средств, перечисленных в качестве обеспечения исполнения контракта.

Последствия одностороннего расторжения контракта для поставщика

Закон о контрактной системе предусматривает несколько способов досрочного прекращения контрактных отношений, среди которых одностороннее расторжение является одной из крайних мер, к которой вынужден прибегнуть заказчик, когда никаких других возможностей достигнуть взаимопонимания с поставщиком уже нет. Участник, контракт с которым был расторгнут в одностороннем порядке, считается недобросовестным.

Для участника закупки односторонний отказ со стороны заказчика – это довольно серьезное событие, влекущее за собой определенные последствия. Прежде всего, согласно части 16 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, поставщик, контракт с которым был расторгнут в одностороннем порядке, вносятся в РНП, в следствии чего он на два года лишится возможности участвовать в государственных и муниципальных закупках.

Не менее значимой может стать потеря денежных средств, перечисленных в качестве обеспечения исполнения контракта. В зависимости от начальной (максимальной) цены и величины установленного размера обеспечения, сумма в денежном выражении может быть очень существенной.

Обязанности заказчика при одностороннем расторжении контракта

На практике заказчики зачастую относятся к одностороннему расторжению контракта не достаточно серьезно. Они уверены в своей правоте и стремятся как можно скорее избавиться от нерадивого поставщика, напрочь забывая о том, что это не такая простая процедура, как им может показаться на первый взгляд. Закон обязывает заказчика реализовать целый ряд мероприятий, предусмотренных положениями статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

В контрактной системе заказчик как правило заинтересован в получении качественного товара (работы или услуги), а потому односторонний отказ от исполнения контракта – несомненно, вынужденная мера. Однако, в стремлении наказать недобросовестного поставщика, избавиться от него и заключить новый контракт заказчики забывают о собственных обязательствах.

Между тем, судебная практика показывает, что по причине халатного отношения со стороны заказчиков данная процедура далеко не всегда приводит к включению недобросовестного участника в РНП.

Закон предусматривает строгий порядок и сроки принятия решения об одностороннем расторжении контракта, его публикации в единой информационной системе, условиях отмены и т.д. Одним из наиболее значимых этапов с точки зрения судебной практики является процедура уведомления участника закупки об одностороннем отказе заказчика от контрактных обязательств. Несоблюдение именного этого требования зачастую является причиной для отказа во включении поставщика в РНП.

Уведомление поставщика об одностороннем расторжении контракта

В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, заказчик не позднее трех рабочих дней с даты принятия такого решения обязан направить его копию поставщику заказным письмом с уведомлением о вручении, а также телеграммой, факсом или e-mail. Важно помнить, что использовать следует лишь те контактные данные и адреса, которые были прописаны в подписанном контракте.

Использование каких-либо иных способов, не позволяющих зафиксировать факт уведомления или нарушение установленных сроков трактуется как ненадлежащее уведомление поставщика.

Что это может означать на практике? С точки зрения судебной практики, поскольку поставщик не уведомлен надлежащим образом (или не уведомлен вовсе), он может не знать о факте одностороннего расторжения контракта заказчиком и наличии у него каких-либо претензий. А значит, поставщик лишен возможности исправить ситуацию и устранить нарушения, при том, что такое право закреплено за ним законом.

Последствия ненадлежащего уведомления об одностороннем расторжении контракта

Исходя из вышесказанного, даже если поставщик действительно оказался недобросовестным, но заказчиком не были соблюдены предусмотренные законом требования процедуры одностороннего расторжения контракта, в частности надлежащего уведомления, такой поставщик не только не попадет в РНП, но и может подать встречный иск о противоправных действиях заказчика.

В данном случае неправомерные действия будут выражены в нарушениях требований закона о госзакупках в части одностороннего расторжения контракта, а также лишении участника закупки возможности своевременно исправить нарушения и исполнить требования контракта в полном объеме.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Программа-помощник для заказчиков