Обучение заказчиков по 44-ФЗ

Универсальный закон №44 «О контрактной системе…», имеющий в своей основе, помимо антикоррупционного посыла, еще и стимул к развитию конкуренции, вовсе не либерально определяет условия участия в процедурах закупок для потенциальных участников государственных закупок.

Требуемые документы

С тем, чтобы соответствовать требованиям Закона, которые обозначает заказчик в своем перечне требований документации, поставщик (или исполнитель, или подрядчик) предоставляет для ознакомления заказчику ряд документов. Список документов начинается подтверждением государственной регистрации.

  1. Поскольку поставщик - субъект хозяйственной деятельности (целью которого является извлечение прибыли), принадлежность к таковым определяется государственной регистрацией, которая подтверждается учредительными документами юридического лица. Любое юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, имеет возможность принимать участие в конкурентных процедурах государственных закупок; либо свидетельством о регистрации индивидуального предпринимателя (для физических лиц, зарегистрированных таковыми). Не будем забывать, что Законом допускается участие в закупочных процедурах и простых граждан (любого физического лица), а значит, имеющих в качестве первичного документа, в пакете требуемых, простой гражданский паспорт (предусмотренные таким невиданным допущением последствия – тема отдельного исследования).
  2. Налоговая регистрация: любой субъект, будь то юридическое или физическое лицо, должно быть учтено фискальным государственным органом, а значит, иметь свой идентификационный номер налогоплательщика. Наличие ИНН подтверждается предоставлением его изображения (в зависимости от способа закупки: в электронном или копия в заверенном бумажном виде).
  3. Выписка из соответствующего реестра: не будучи простым «гражданским» лицом без регистрации субъекта деятельности (юридического лица или ИП), потенциальный участник должен предъявить еще и выписку из Единого реестра регистрации (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей – ЕГРЮЛ или ЕГРИП), как правило, полученную не ранее, чем 6 месяцев назад.
  4. Доверенность – для ответственных должностей юридического лица (или предпринимателя и его представителей) – доверенность на выполнение соответствующих действий (подачу документов, например).

Недочеты законодательства

Вышеозначенные требования являются дополняющими друг друга и явно не соответствующими государственной политике упрощения ведения бизнеса и стимулирования конкуренции. Любой желающий по исходным данным как юридического, так и физического лица, на сайте налоговой службы легко найдет ИНН, а выписка из реестров формируется так же по исходным данным на том же сайте программными методами без денег и иных требований.

Существует надежда, что соответствующая законодательная инициатива, исключающая дублирование в поиске и предоставлении документов – вопрос времени.

Требования 44 Федерального закона

Общие требования, предъявляемые в соответствии со статьей 31, предполагающие единые условия для всех участников. Задумав участие в государственных закупках, потенциальный контрагент государственной организации должен знать о себе:

  • что не начата процедура ликвидации (для юридических лиц),
  • что не приостановлена деятельность вследствие решения суда,
  • что нет долгов перед государством более 25% активов (в виде налогов и внебюджетных платежей, исключение – оспаривание долгов в суде, т.е. наличие открытых судебных споров с фискальными структурами или гос. фондами),
  • что у физического лица или у человека, состоящего на ответственной должности в организации (директор, главбух),  – участнике закупки – отсутствует непогашенная судимость за экономические преступления,
  • что потенциальный участник закупки или его должностные лица не состоят в родственных отношениях с ответственными лицами заказчика, что в Законе названо «конфликтом интересов»,
  • что участник не является офшорной компанией,
  • и самое главное – участник должен быть уверен, что не находится в реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Вышеперечисленные требования, как правило, декларируются участником по умолчанию (в случае электронных процедур) и прописываются в бумажных вариантах закупок. Специальные документы по перечисленным позициям не предъявляются.

Особые требования

Требования, зависящие от видов и способов государственных закупок, различаются. В случаях проведения электронных процедур закупок – вся приведенная общая информация заносится при прохождении аккредитации на электронных площадках в виде электронных документов, подписанных ЭЦП, и при формировании заявок на участие в электронных процедурах – добавляется автоматически.

Нужно только обновлять документы при истечении сроков подачи (например, выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ каждые полгода).

В случаях бумажных способов закупок – конкурсах, запросах котировок, запросах предложений – пакет документов составляется заново на каждую процедуру, копии заверяются, составляется опись пакета документов, документы сшиваются, список начинается с заявки и согласия на участие, как правило, прилагаемые заказчиком.

Нужно быть очень внимательным в процессе составления пакета документов, т.к. несоответствие требованиям заказчика как по составу пакета документов, так и по соответствию предлагаемого товара или услуги – повод так и не стать участником закупки и быть отклоненным от участия. Если заказчик предъявляет требования по характеристикам товаров или услуг – то нужно указывать конкретные требования.

Обеспечение заявки и контракта

В некоторых процедурах закупок законодателем предусмотрено как обеспечение участия в процедуре закупки, так и обеспечение выполнения государственного контракта. В этих случаях перечень обязательных документов дополняется. Обеспечение участия предусмотрено для электронных аукционов в размере от 0,5 до 5% от начальной цены аукциона.

Предоставление специальных документов в этом случае не требуется, т.к. финансовое обеспечение автоматически удерживается с персонального счета участника на электронной площадке (сначала его нужно пополнить) в момент подачи заявки на участие (и автоматически же высвобождается при подписании контракта победителем).

Но вот если заказчиком предусмотрено обеспечение исполнения контракта, и участник становится победителем (т.е. поставщиком/исполнителем), то от него требуется предоставить: банковскую гарантию – если заказчик предусмотрел такой вариант обеспечения, или платежное поручение о перечислении средств на указанный заказчиком банковский счет. Размер обеспечения исполнения контракта – до 30% от начальной цены аукциона.

Разрешительные документы участника

Бесспорным моментом является запрос специальных (как правило, государственных разрешительных) документов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, выполнении специальных видов работ или услуг.

Эти специальные документы – лицензии, разрешения, сертификаты, подтверждения членства в саморегулируемых организациях – требуются и в повседневных условиях деятельности фармацевтических, медицинских, строительных организаций. Требования определяются Законом и обозначаются заказчиком в перечне закупочной документации по каждой конкретной закупочной процедуре.

Подтверждение добросовестности

Спорным, но законным, является обязательное требование подтверждения собственной добросовестности в случае, если в пылу торгов, участник, предложивший наименьшую цену, опустился на более, чем 25% от начальной стоимости закупки.

В этом случае такой участник предоставляет документальное подтверждение выполнения подобных государственных контрактов или значительное финансовое обеспечение исполнения контракта – 150% начальной стоимости.

Обратите внимание

В целом документальные требования для участников государственных закупок логичны, строги и избыточны, что характерно для современного уровня развития законодательства в РФ.

В любом случае – проводником исполнения Закона в нашей деятельности является Заказчик – он задает требования, ориентируясь на известные нормы, а значит, за каждой закупкой и требованием того или иного комплекта документов, стоят знания, квалификация, опыт конкретного исполнителя со стороны заказчика.

Поэтому в силах потенциального поставщика проверить, а если надо – оспорить документальные требования заказчика. Читайте, анализируйте, дерзайте в государственных закупках… и good-tender вам в помощь.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Программа-помощник для заказчиков