Обучение заказчиков по 44-ФЗ

Правила привлечения экспертных организаций на разных стадиях закупки описаны в статье 41 закона 44-ФЗ от 05.04.13 года. Норма является общей, применяется совместно с принципами гражданского законодательства, а также отраслевыми правовыми актами. Поскольку мнение независимого специалиста нередко бывает решающим, знать порядок реализации механизма следует каждому участнику процедуры.

Общие и специальные требования к экспертам

Парламентарии не установили исчерпывающего перечня критериев в законе 44-ФЗ. Это означает, что стороны обязаны придерживаться единых принципов. Кандидат на роль должен соответствовать следующим характеристикам:

  • компетентность в вопросе;
  • беспристрастность;
  • наличие аналитических способностей, информационной и материально-технической базы для объективной оценки;
  • неукоснительное следование профессиональной этике;
  • наличие опыта составления заключений и экспертных мнений.

Дополнительные требования к специалисту следует искать в отраслевых нормативных актах. Так, в ряде случаев обязательной является аккредитация в национальной системе. Реестры технических экспертов и организаций, уполномоченных на проведение независимых исследований, опубликованы на официальном сайте контролирующего органа.

Законом о контрактной системе установлен ряд ограничений. Заказчики и организаторы торгов обязаны придерживаться определенных рамок в выборе независимого специалиста.

Под действие запрета попали:

№ п.п. Группа Определяющие признаки
1 Физические лица
  • являются сотрудниками одной из сторон;
  • вступали в трудовые отношения с участниками процедуры в течение предшествующих 2 лет;
  • имеют некий имущественный интерес, связанный с контрактом;
  • находятся в родственной связи с должностными лицами сторон закупки.
2 Организации
  • доля в уставном капитале принадлежит одному из участниковпроцедуры;
  • права на компанию позволяют определять решения руководства (более ¼).

Кроме того, не допускают в качестве экспертов лиц, на деятельность которых стороны спорных правоотношений могут влиять прямо или косвенно.

Когда нужен независимый специалист?

В законе 44-ФЗ приведены лишь общие формулировки. Последовательность действий определяется стадией, на которой потребовалось участие эксперта. Реализация механизма возможна в следующих случаях:

Этап Цели и задачи Краткое описание процедуры
Предварительный квалификационный отбор Эксперты проводят оценку закупочной документации, определяют перечень минимальных требований к потенциальному контрагенту. В обязанности может входить анализ поданных заявок на предмет соответствия профессиональной подготовки претендентов установленным параметрам. Информацию о привлечении независимого специалиста включают в извещение. Сведения размещают в ЕИС.
Приемка исполнения по контракту
Заключение подтверждает качественное и полное выполнение договора. Эксперт оценивает соответствие фактически предоставленного заказчику результата заявленным в документации характеристикам. На этой стадии могут проводиться лабораторные исследования, испытания, замеры. Привлечение независимого специалиста осуществляется по решению заказчика. Издать распоряжение руководитель организации вправе до наступления дня фактической приемки, либо по ее результатам. Во втором случае потребуется приостановить процедуру, уведомить контрагента и отразить претензии в письменном акте. Обязательным участие эксперта является в ряде случаев. В числе таковых закупка культурных ценностей, предметов искусства или литературных произведений.

Основанием экспертизы является решение заказчика. При определенных обстоятельствах инициатором процедуры может стать непосредственный поставщик, исполнитель или подрядчик. Схема распределения расходов, обычно, отражается в договоре. Если сотрудничество с независимым специалистом строится в рамках судебного разбирательства, издержки несет проигравшая сторона.


Важно! Служители Фемиды нередко отступают от общего правила отнесения затрат и делят стоимость услуг пропорционально между ответчиком и истцом.


В завершение обратим внимание на юридическое значение мнения эксперта. Документ рассматривают в качестве аргумента одностороннего расторжения контракта. Оспорить выводыможно лишь по результатам повторного исследования. Однако добиться проверки не так просто. Ярким подтверждением этому стало постановление 6 ААС № 06АП-1052/2016 от 12.04.16 года.

Отказывая в ходатайстве о повторном анализе, апелляционная инстанция в очередной раз напомнила участникам о необходимости объективных сомнений в достоверности выводов. Если противоречий в заключении нет, а сомнения в беспристрастности или компетентности отсутствуют, требовать второй экспертизы бессмысленно.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Программа-помощник для заказчиков