Обучение заказчиков по 44-ФЗ

Первую половину 2016 года специалисты антимонопольной службы посвятили разрешению вопросов, связанных с содержанием закупочной документации. Опытные юристы и аналитики занимались оценкой правомерности тех или иных требований. Не упустили из виду и правила формирования заявок. Основным направлением стало определение порядка описания товара.

Эксперты выделили сразу несколько типичных нарушений.

Административная практика 2015 года

№ п.п. Краткое описание ситуации Правовая аргументация решения
1 Решения по делам К-510/15 от 07.05.15 года и ВП-111/15 от 19.10.15 года

Заказчик превысил полномочия, описав в техническом задании не только оплачиваемые работы, но и требования к материалам. Помимо ссылок на действующие стандарты, в документе содержались условия о предоставлении точных характеристик. Участники обязаны были включить в заявку сведения, получить которым можно лишь по итогам фактических замеров.

Аналогичную ошибку допустили при разработке аукционной документации сотрудники Минфина РФ. В ведомости объемов работ по контракту они установили жесткие требования к используемым материалам. Закон же не обязывает участников закупки иметь их на момент подачи заявки.

Претендентам достаточно согласиться на условие о выполнении работ или выпуске товара с учетом положений какого-либо стандарта.

2 Решения по жалобам №К-1474/15 от 05.11.15 года и №К-1650/15 от 01.12.15 года. Ошибку в составлении документов допустила контрактная служба Ростовского областного суда. В техническом задании сотрудники антимонопольной службы обнаружили требования об описании технологии производства материалов, используемых при выполнении работ. Этот раздел признали недействительным, напомнив об отсутствии упоминаний о такой обязанности в законе 44-ФЗ. Заказчику выдали предписание о внесении изменений.
3 Решение по делу №К-1422/15 от 27.10.15 года. Рассматривая жалобу одного из участников процедуры, сотрудники антимонопольного органа выявили нарушение правил описания результата работ. Комиссия посчитала необоснованным установление жестких параметров толщины клеевого слоя. Заказчику следовало установить критерий оценки всего комплекса работ по тендеру, а не отдельных его элементов.

Юридическое обоснование позиции

Порядок составления заявки, ее форму и содержание заказчик прописывает в закупочной документации, руководствуясь статьями 33, 50, 51, 56, 64, 66 закона 44-ФЗ от 05.04.13 года. Нормы позволяют определять основные параметры, не устанавливая необоснованных ограничений.

Сотрудники ФАС РФ обратили внимание, что на этапе борьбы за заказ у бизнесмена может не быть в наличии продукции. В большинстве случаев товары производятся уже после заключения контракта. Включение требований о точном описании, например, химического состава становится непреодолимым препятствием для добросовестных предпринимателей. Такую информацию они попросту не могут представить заказчику. В результате доступ к закупкам получают лишь компании, на складах которых присутствует достаточный запас материальных ценностей.

Ситуация противоречит принципу равных возможностей. Именно поэтому описанные выше требования сотрудники ФАС РФ признают нарушением. При выявлении фактов они намерены привлекать должностных лиц к ответственности по статье - 7.30 КоАП России.

Таким образом, аналитики пришли к ряду важных выводов:

  • При разработке закупочной документации можно устанавливать требование к товару, услуге или работе.
  • Запрещено оговаривать параметры материалов, которые участник не обязан иметь в момент подачи заявки.
  • Не допускается включение в техническое задание условий об описании технологий изготовления сырья, а также отдельных частей продукции.
  • Во избежание вольных трактовок следует использовать в документации отсылки к действующим стандартам и прочим техническим регламентам.
Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Программа-помощник для заказчиков