Обучение заказчиков по 44-ФЗ

Согласно статье 3 закона 44-ФЗ, начинать закупочную процедуру заказчик обязан с комплексной проверки потенциальных контрагентов. Оценка проводится в отношении всех лиц, направивших заявку. Однако четкого алгоритма действий в нормативно-правовых актах нет. Указания парламентариев сформулированы недостаточно лаконично и точно.

Устранить пробел в регламентации решили специалисты Минэкономразвития России.

Кто может стать участником закупки?

Точный перечень лиц, допускаемых к работе с государственными и муниципальным заказами, представлен в письме МЭР РФ № ОГ-Д28-13720. К таковым отнесены:

  • российские организации и предприниматели;
  • зарубежные компании;
  • апатриды;
  • иностранные граждане;
  • россияне.

Особое внимание специалисты обратили на возможность сотрудничества с аффилированными предприятиями. Заказчик вправе рассматривать заявку от фирмы, созданной с его участием. При этом схема сотрудничества должна оставаться предельно прозрачной и понятной.

Запрещено допускать к процедуре организации, привлеченные к подготовке закупочной процедуры. Основанием отстранения претендента от конкурсной гонки является предоставление недостоверных сведений или несоблюдение утвержденных критериев.

Правила оценки участника закупки

Членам комиссии потребуется таблица требований и методические рекомендации. Разрабатывать указанные документы следует на стадии формирования коллегиального органа. Перечень критериев должен быть отражен в информационной карте закупки.

В качестве матрицы для создания локальной инструкции можно использовать следующую таблицу:

№ п.п. Раздел анкеты Принципы проверки
1 Законность осуществления деятельности на территории РФ

Комиссии потребуется внимательно исследовать выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Если заказ размещен на электронной площадке, сделать это будет значительно легче. В личном деле должны быть представлены копии актуальных организационных и регистрационных документов.

Далее проводится оценка:

  • решений о назначении руководителя и создании юридического лица;
  • выполнения требований к размеру уставного капитала;
  • наличия страхования гражданской ответственности;
  • лицензий, допусков, разрешений.

О подлинности свидетельств участников СРО расскажет единая база Ростехнадзора. Действительность лицензии проверяют через контролирующий орган. Отдельного внимания заслуживают документы из СЭС и МЧС РФ.

2 Отсутствие процедур ликвидации, банкротства, реорганизации Сведения такого рода публикуют на страницах электронного справочника «Вестник государственной регистрации». Доступ к информации является свободным и бесплатным. Выписки единой базы имеют юридическую силу.
3 Недопустимость административной приостановки деятельности  

К сожалению, единого каталога в России нет, поэтому комиссии придется использовать сразу несколько методов:

  • запрос сведений у самого участника;
  • исследование содержания реестров ФССП РФ;
  • получение справок из баз данных лицензирующих и контролирующих органов.
4 Своевременная оплата  обязательных сборов и налогов Комиссия запрашивает справку об отсутствии недоимки из территориальной инспекции ФНС РФ, а также обращается к реестру службы судебных приставов.
5 Добросовестность руководителя и учредителей Оценке подлежат справки об отсутствии судимости  по экономическим преступлениям на каждое лицо, имеющее непосредственное влияние на компанию. Если претендент представил документацию лишь на одно лицо, отклонить заявку нельзя. Обеспечить полноценную оценку поможет обращение к реестрам МВД, в том числе к базе данных о дисквалифицированных лицах.  Выявление факта судимости после заключения контракта служит основанием для одностороннего расторжения.
6 Наличие исключительных прав

Комиссии потребуется изучить предъявленные правообладателем патенты и проверить их достоверность. В качестве подтверждения могут выступать бухгалтерские  и технические документы, а также нотариально засвидетельствованные копии (например, при размещении заказа на литературное произведение).

Парламентарии не установил исчерпывающего перечня доказательств, поэтому допускается использование любых законных средств и форм.

7 Отсутствие конфликта интересов Специалисты обязаны оценить риск взаимосвязи должностных лиц заказчика и участника. Исключить потребуется близкие родственные отношения, возможность служебного влияния и прочее.
8 Отказ от сотрудничества с компаниями офшорных зон

Сведения о стране регистрации соотносят с перечнем приказа МЭР РФ № 108н.

Важно! Факт аккредитации лица на электронной площадке уже свидетельствует о выполнении этого условия. Операторы обязаны проводить проверку в ходе открытия лицевого счета.

Способы оценки соответствия участников закупки установленным требованиям не определены. Председатель и члены комиссии должны самостоятельно решать этот вопрос. При этом потребуется обеспечить полноту проверки и достоверность выводов. Информацию о построении работы коллегиального органа можно найти в письмах Минэкономразвития РФ № Д28и-2788 и № Д28и-2734.

Как быть с дополнительными критериями?

Специфика государственного или муниципального заказа может потребовать расширения перечня требований. В этом случае необходимо провести проверку по каждому из них.

№ п.п. Критерий Методы комиссии
1 Отсутствие записи в реестре недобросовестных поставщиков О таком условии говорится в  статье 31 закона 44-ФЗ, а также в письме МЭР РФ № Д28и-898.Опираться члены комиссии вправе только на сведения новой базы, формируемой антимонопольной службой.
2 Финансовые ресурсы Изучению подлежат бухгалтерские документы. Внимание следует уделить размеру уставного капитала, оборотных средств, стоимости и ликвидности активов.
3 Производственные мощности  

Подтвердить наличие необходимой материально-технической базы участники могут, предъявив:

  • справки о постановке оборудования на баланс предприятия;
  • договоры об аренде, покупке, лизинге;
  • копии технологических регламентов и карт.

Большое значение в оценке имеет проработка промышленного цикла. О способности организации выполнить поставленную задачу свидетельствуют локальные нормативы, инструкции и положения о контроле качества.

4 Опыт работы  

Доказательством служат исполненные ранее договоры. Участник вправе предъявить соглашения, заключенные предшественником. При этом потребуется подтвердить факт правопреемства. Не запрещено рассматривать и сертификаты о соответствии положениям ГОСТ Р 56002-2014.

Важно! Некоторые контракты не могут служить свидетельством опыта. К числу таковых, например, отнесена коммерческая концессия (письма МЭР РФ № Д28и-2175, № Д28-2170, № Д28и-1569).

5 Наличие квалифицированного персонала Запросить потребуется копии трудовых договоров, дипломов об образовании наемных сотрудников, свидетельства о прохождении дополнительной профессиональной подготовки. Важную роль играет и число специалистов.

В завершение напомним, что ряд дополнительных требований установлен правительственным постановлением № 99 от 04.02.2015 года. Увеличить перечень критериев заказчик обязан, например, при заказе транспортировки военных грузов. Компании должны подтвердить успешное выполнение аналогичных контрактов в предшествующие 3 года, а также направить документы о наличии вещных прав на используемые суда.

Подробные разъяснения об исполнении нормативного акта сотрудники МЭР РФ представили в совместном письме с антимонопольной службой № АВ-45739/15, № 23275-ЕЕ/Д28и.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Программа-помощник для заказчиков