Обучение заказчиков по 44-ФЗ

Одной из самых сложных закупочных процедур, предусмотренных законодательством о контрактной системе, является закрытый конкурс. Выбрать этот способ заказчик вправе в строго определенных случаях. Механизм разработан специально для удовлетворения специфических нужд государства. Если приобретение товаров, работ или услуг требует соблюдения секретности, применяются положения параграфа 5 главы 3 закона 44-ФЗ.

При этом в полной мере выполняются требования о законности, равном доступе потенциальных исполнителей к заказу, а также состязательности.

Что такое закрытый конкурс?

Точное определение процедуры дано в статье 85 закона 44-ФЗ. Законодатель относит механизм к конкурентным методам определения поставщика, но устанавливает ряд дополнительных требований. Заказчик обязан направить информацию о тендере ограниченному числу лиц. Перечень адресатов формируют по результатам комплексной оценки рынка.

В список входят кандидаты, отвечающие всем критериям, утвержденным в конкурсной документации. Победителем признают участника, предложившего наиболее выгодные условия сотрудничества.

Основания проведения процедуры

Модель закрытого конкурса нашла применение в обеспечении нужд государственной безопасности и обороны. Однако способ используется и в иных случаях. Так, процедура предусмотрена при заключении контрактов:

  • на удовлетворение потребностей органов и служб, составляющих государственную тайну;
  • на оказание услуг по транспортировке, обеспечению сохранности или страхованию музейных экспонатов, уникальных коллекций;
  • на обслуживание ценностей Госфонда РФ;
  • на обеспечение технических нужд органов правосудия или судебных приставов.

Извещение о проведении конкурса в ЕИС не публикуют. Такое правило установлено пунктом 4 статьи 85 закона 44-ФЗ. Заказчик обязан рассылать письменные приглашения и фиксировать отправку в специальных журналах.

Порядок согласования с антимонопольной службой

Во избежание нарушений и злоупотреблений законодатель установил обязанность согласования процедуры с уполномоченным федеральным органом. Заказчик должен обратиться в ФАС РФ в порядке, описанном приказом МЭР № 189 от 31.03.2015 года. К заявлению потребуется приложить:

Наименование Краткая характеристика
1. Полное обоснование отнесения информации к государственной тайне. В документах заказчику потребуется сослаться на пункты перечня, введенного в действие указом Президента России № 1203. Большое значение имеют ведомственные акты, издание которых стало основанием для засекречивания сведений о конкретной закупке. Руководством послужат закон № 5485-1 от 21.07.1993 года и письмо МЭР № Д28и-2898 от 24.09.2015 года.
2. Детализация предмета сделки В информационном письме потребуется отразить функциональные, количественные, технические и прочие показатели, предусмотренные статьей 33 закона 44-ФЗ. Если производится закупка специализированной техники или оборудования, достаточно будет указать наименования, а также технические стандарты, по которым выпущены изделия.
3. Сведения о составе участников процедуры В законе нет ограничений по числу адресатов. Минимум установила практика. В списке должно присутствовать не менее 10 потенциальных претендентов на заказ. Обоснованием включения кандидатов в перечень может стать ссылка на их соответствие требованиям статьи 31 закона 44-ФЗ. Дополнительными аргументами станут наличие у участников квалифицированного персонала, необходимого опыта, производственного оборудования. Кроме того, в пояснительной записке должны присутствовать данные о лицензиях, допусках, разрешениях. Если речь идет о закупке вооружения, потребуется указать и класс по ЕКПС.


Важно! Направлять в ФАС РФ обоснование и детализацию необходимо, если в ЕИС извещение опубликовано не было.


Несоблюдение правил оформления приложений или ошибки в самом заявлении могут привести к отказу в согласовании. Причиной служат разные обстоятельства. Наиболее распространенными считают необоснованное сокращение числа претендентов на заказ, недостаточное проработка предмета закупки или отсутствие оснований для проведения закрытого конкурса.

Об отказе сообщают в течение 5 рабочих дней с момента получения обращения. На принятие решения о согласовании законодатель выделяет 10 суток. Срок действия документа о возможности проведения процедуры не превышает 3 месяцев.

Таким образом, закрытый конкурс обладает определенной спецификой, хотя и является одним из элементов контрактной системы. Свободно использовать механизм нельзя, поскольку парламентарии установили жесткие рамки. Возможность злоупотреблений в этой сфере полностью исключена за счет грамотной проработки вопросов о контроле.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Программа-помощник для заказчиков