Обучение заказчиков по 44-ФЗ

Законодательство России предусматривает множество способов защиты участников контрактной системы. Лицо, столкнувшееся с нарушениями правил закупочной деятельности, имеет право подать жалобу. Поскольку судебная тяжба требует значительных затрат, стороны активно пользуются административными механизмами. Однако далеко не все знакомы с юридическими тонкостями процедуры.

Коротко о компетенции и составе

Пожаловаться на нарушение правил закупки могут лица, перечисленные в части 1 статьи 105 закона 44-ФЗ. В число заявителей парламентарии включили:

  • всех участников процедуры;
  • общественные объединения, в задачи которых входит осуществление контроля соблюдения правовых предписаний;
  • союзы компаний.

Под термином «все» закон понимает не только претендентов на заказ, но и лиц, не подавших заявку. Ограничения по составу появляются на строго определенных стадиях. Так, оспорить действия комиссии, совершенные при вскрытии конвертов или открытии доступа к электронной документации, могут лишь непосредственные участники.

Рассмотрением претензий в административном порядке занимаются следующие субъекты:

  • контролирующий орган;
  • руководство организации-заказчика, в том числе начальники контрактной службы;
  • уполномоченное учреждение;
  • специализированная комиссия;
  • управляющий закупкой;
  • оператор торговой площадки.

Исчерпывающее определение указанных терминов дают статьи 3 и 38 закона 44-ФЗ. Нормативным актом не запрещено направлять претензии в несколько инстанций. При этом заявитель обязан соблюдать сроки, а также избегать злоупотребления предоставленными правами.

Представителям бизнеса важно знать об объеме полномочий основных надзорных структур.

1) Компетенция ФАС РФ

Антимонопольная служба рассматривает споры, возникающие при проведении закупок на федеральном уровне. Специалисты органа вправе разбирать дела, связанные с размещением оборонного заказа, в том числе вопросы, составляющие государственную тайну.

2) Компетенция региональных органов исполнительной власти

В большинстве случаев таковыми являются территориальные управления антимонопольной службы. Они занимаются вопросами закупочной деятельности на уровне субъекта РФ и муниципалитетов.

3) Компетенция органов местного самоуправления

Городские и сельские администрации также выделяют службу для защиты прав участников контрактной системы. Местные власти вправе рассматривать жалобы, связанные с заключением муниципальных контрактов.


Внимание! Если решения разных инстанций по одному делу противоречат друг другу, приоритет отдают акту, вынесенному вышестоящим органом.


Требования к административной жалобе

Обязательным условием регистрации обращения является соблюдение письменной формы. Подать документ разрешается на бумажном носителе, либо посредством интернет-соединения. Жалоба должна содержать сведения, указанные в 8 части 105 статьи.

В качестве приложения выступают любые материалы, подтверждающие факт нарушения, а также данные о самом лице:

  • выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ;
  • копии учредительных документов;
  • решения о назначении руководителей;
  • доверенность представителя.

Прямых указаний о предоставлении этих документов в законе нет. Однако комплект бумаг поможет подтвердить правоспособность заявителя, исключить риск необоснованного отказа. У контролирующего органа не будет возможности отклонить жалобу по формальной причине.


Важно! Должностные лица не вправе рассматривать заявления, переданные факсимильной связью. Электронный документ возвращается, если он не удостоверен квалифицированной цифровой подписью. Идентификация личности является неотъемлемой составляющей процедуры. Подробное объяснение по этому поводу дано в информационном письме МЭР России № 10073-ЕЕ/Д28и.


Заявители обязаны соблюдать и требования к содержанию. Текст обращения составляют с учетом правил официально-деловых писем. Отражению подлежат полные и достоверные сведения. При этом следует помнить о ряде запретов.

Нельзя оспорить некоторые критерии, установленные заказчиком. Так, не допускаются претензии относительно квалификации участников, наличия опыта, материальных ресурсов. Не будут приняты во внимание аргументы, связанные с неверной оценкой эксплуатационных, экологических и функциональных характеристик объектов закупки.

Каков порядок рассмотрения жалобы?

Первым этапом процедуры является принятие документов к производству. Контролирующий орган оценивает комплектность, соблюдение формы и содержания, а затем принимает решение. Вернуть жалобу могут в следующих случаях:

  • нарушение формальных требований (отсутствие обязательных реквизитов, подписи, наличие нецензурных выражений и прочее);
  • направление обращения после истечения срока на обжалование (10 дней);
  • подача документов по делу, решение по которому уже принято и вступило в силу.

Возврат осуществляется в срок до 2 дней с момента получения жалобы. Решение органа разрешается оспаривать в суде.

Итоги рассмотрения

Если все требования были соблюдены, сведения публикуют в ЕИС. На выполнение этого условия контролирующему органу предоставлено 48 часов. Внесению в реестр подлежат данные о самом факте разбирательства, дате, времени и месте проведения заседания. Копия жалобы передается лицам, чьи действия могут быть признаны незаконными. Извещение направляют участникам, интересы которых затрагиваются в процессе. Каждая из сторон вправе представить отзыв и заявить возражения.

Для обеспечения объективной оценки должностные лица, разбирающие спор, запрашивают дополнительные сведения, получают справки и прочие материалы. При необходимости процедуру определения победителя закупки или заключения контракта приостанавливают. В этом случае заказчик обязан дождаться решения по жалобе.

В заключение отметим, что статьей 106 закона 44-ФЗ четко определен срок рассмотрения обращения. Контролирующий орган обязан оценить доводы и принять мотивированное решение за 5 суток. В расчет принимают только рабочие дни. Если претензии признают обоснованными, выдается предписание. Документ действителен для каждой из сторон конфликта, но может быть обжалован в суде.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Программа-помощник для заказчиков